Дизелю — конец, но не сразу

Сначала — скандал с Volkswagen, теперь — решение трех столиц запретить солярку. В 2016 году начался закат эпохи дизельных моторов в легковых автомобилях.

Мало кто любит дизельные моторы так, как немцы. И дело тут вовсе не в патриотической приверженности изобретению знаменитого соотечественника Рудольфа Дизеля, а в стремлении сэкономить на горючем. Солярка пользуется в ФРГ налоговыми льготами, а потому длительное время чуть ли не половина продаваемых в стране легковых машин была оснащена двигателями, работающими на ней, а не на бензине.    

«Дизельный скандал» с Volkswagen стал поворотным событием

Соответственно, немецкий автопром вложил немало денег в разработку и совершенствование таких двигателей, оснащал ими большое количество выпускаемых машин и, естественно, искал для них дополнительные рынки сбыта. Собственно, Volkswagen именно потому и влип в «дизельный скандал», что решил продвигать эту технологию в Америке, но столкнулся с тем, что там — более строгие экологические нормы, чем в Европе. Поэтому пришлось пойти на обман, оснащая машины специальным софтом, который при проверках занижал данные о реальных выбросах в атмосферу.

Когда в сентябре 2015 все это вскрылось, разразился грандиозный скандал, который до основания потряс крупнейшего автостроителя Европы. В результате весной 2016 года новое руководство Volkswagen провозгласило коренную смену корпоративной стратегии. Теперь концерн демонстративно делает ставку на экологичные электромобили, а про дизельные машины предпочитает помалкивать, хотя продолжает их массово выпускать. И даже продал их в этом году в Германии больше и по более высокой цене, чем год назад, сообщил член правления финансового подразделения концерна Франк Фидлер.

Но это в Германии. А вот в США предлагать автомобили с дизельными двигателями Volkswagen больше не будет. Другой немецкий специалист по дизелю, Daimler, столь категорических решений не принимал, но из всех продаваемых на американском рынке мерседесов лишь 1 процент оснащен подобными моторами, поэтому и говорить-то, в общем, не о чем. Специалисты считают, что ни в Америке, ни в Азии у дизельных  легковушек, которые и раньше были на этих континентах не очень-то востребованы, теперь, после скандала с Volkswagen, перспектив практически нет.

«Зеленые» сравнивают дизель с углем

Остается Европа. Но и здесь над двигателем, выбросы которого с 2012 года официально расцениваются Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) как «явно канцерогенные», сгущаются тучи. В том числе на его родине. «Дизельный мотор - это угольная электростанция автопрома», - образно выразился на днях в германском бундестаге депутат от партии «зеленых» Оливер Кришер. Тем самым он хотел подчеркнуть, что если самая вредная для окружающей среды и глобального климата форма генерации электроэнергии — это сжигание угля, то дизельный мотор — это самый вредный вариант двигателя внутреннего сгорания.

Немецкие «зеленые» вслед за бундесратом (представительство федеральных земель Германии) уже выступили с инициативой с 2030 года вообще запретить регистрацию новых автомобилей с любыми двигателями внутреннего сгорания. Но если эта партия в следующем году войдет в ФРГ в правящую коалицию (что вполне возможно), она на первых порах попытается хотя бы отменить налоговые льготы на дизельное топливо.

Они были введены потому, что дизель при сжигании выделяет меньше вредного для глобального климата углекислого газа, чем бензин. Однако немецкие законодатели, предоставляя в свое время такие льготы солярке, не учли (в отличие от американских законодателей) другие выбросы, например, оксиды азота или взвешенные частицы, вредные как раз для здоровья человека. Но сейчас именно эти вещества вызывают растущее беспокойство общественности в разных странах.

Через восемь лет Париж, Мадрид и Мехико хотят запретить въезд на дизелях

Если солярка в Германии по цене сравняется с бензином, популярность легковых автомобилей с дизельными моторами, скорее всего, заметно снизится. Пока, правда, потребление солярки растет. Продажи этого топлива выросли на немецких автозаправках в этом году примерно на 6 процентов, сообщило 2 декабря Объединение предприятий нефтеперерабатывающей промышленности Германии, тогда как спрос на бензин увеличился менее чем на 1 процент. Впрочем, поясняют эксперты, это связано главным образом с ростом числа грузовых автоперевозок в условиях экономического подъема.

Тем не менее, рискну предположить, что лет через 10-15 историки сочтут именно нынешний 2016 год тем годом, когда начался закат эпохи дизельных моторов в легковых автомобилях. И в качестве подтверждения приведут как «дизельный скандал» Volkswagen со всеми его маркетинговыми и политическими последствиями, так и решительный стратегический поворот мирового и, в частности, особо приверженного дизелю немецкого автопрома в сторону производства электромобилей.

А также то знаковое решение, которое было обнародовано 2 декабря 2016 года в столице Мексики на всемирной встрече руководителей крупных городов. Там мэры Парижа, Мадрида и Мехико приняли решение до 2025 года запретить въезд в свои многомиллионные столицы любым автомобилям с дизельными двигателями - не только легковым, но даже и грузовым.

Это решение - не угроза для тех, кто уже ездит на дизельной легковушке, но недвусмысленное предупреждение всем французам, испанцам и вообще любящим автопутешествия европейцам, особенно немцам: в ближайшие годы при покупке следующего автомобиля им следует хорошенько подумать, готовы ли они лишать себя возможности въезжать в Париж и Мадрид. Тем более, что список подобных «городов без дизеля» наверняка расширится…

  • Оцени статью:
  • Проголосовало: 5
  • Балл: 5