Факт против фейка: как победить в информационной войне

Чем может быть полезен белорусам опыт украинского проекта StopFake.

Фото: Slon.ru

На российском телеканале появился сюжет о том, что все деревья на Майдане, в которых были пулевые отверстия, срубили. Соответствующие иллюстрации прилагались. «Уничтоженные улики», согласно репортажу, указывали на то, что протестующих убили сами протестующие.

–Мы пошли на площадь Независимости и увидели, что все деревья на месте. А те, которые показали по российскому телеканалу, находятся в сотне метров от участка, о котором шла речь. Это примитивная ложь, которую легко разоблачить. Новость с правдивыми фото была опубликована у нас на сайте, –демонстрирует новостную ленту Руслан Дейниченко, соучредитель украинского сайта для проверки фактов StopFake.org.

Этот краудсорсинговый проект был создан в марте 2014 года преподавателями, студентами и выпускниками Могилянской школы журналистики в Киеве. Идея возникла после оккупации Крыма в ответ на пропагандистскую кампанию в российских СМИ.

Люди, объединенные в команду единомышленников, смотрели  телевизор, слушали радио, читали газеты, и если какая-то информация казалась им подозрительной, тут же проводили фактчекинг.

Поначалу это был волонтерский проект. Лишь со временем появились партнеры.В прошлом году StopFake получил финансовую поддержку от Национального фонда за демократию и других организаций.  Проект также во многом зависит от денег, поступающих от его аудитории.

Сегодня StopFake – это чуть более 20 человек, которые выделяют из обилия информационного шума фейковые новости.

– Но этого недостаточно, чтобы охватить все медиа пространство, – признается соучредитель проекта Евгений Федченко. – Иногда нам помогают добровольцы, которые подкидывают повод для проверки. Все идеи мы обсуждаем в группе Facebook.

На сайте, имеющем десять языковых версий  (английская, русская, немецкая,голландская, испанская, французская, румынская и т.д.), уже опубликовано более тысячи статей о распространении в СМИ неправдивой информации об Украине.

StopFake.org занимает восьмое место в рейтинге украинских сайтов.

– Мы поняли, как действует пропаганда, и решили поступать аналогично. Если в продвижении фейковой информации используется телевидение, то мы начинаем делать ролики и теледайджесты. Если соцсети выбрали для того, чтобы наводнять медиапространство фейками, то мы идем туда, чтобы распространять опровержения – таков, по словам Евгения Федченко, принцип работы StopFake.

Проверка на фейковость

Можно ли отследить манипуляции в Википедии, как искать информацию в Facebook, где найти исторические спутниковые снимки, как получить независимый результат онлайн-поиска — инструменты, которые используются для проверки попавших под подозрение новостей,создателиStopFake не прячут. Напротив, раздел «Инструменты» периодически пополняется новыми рекомендациями.

–Мы объясняем, откуда берется пропаганда, как она работает, в чем ее системность,– говорит Евгений Федченко. – Фейки как часть пропаганды и пропаганда как часть информационной войны не оперируют фактами.

В целом StopFake – это журналистский проект, поэтому работать  приходится с основными инструментами журналистики. Главный из них – проверка с помощью телефонных звонков: когда нужно, к примеру, связаться с кем-то, кого цитируют в новостях.

Иногда на сбор информации, необходимой для разоблачения фейка, уходит немало времени.

– Чтобы опровергнуть лживую информацию и найти доказательства, можно потратить недели, – признается Руслан Дейниченко.

А при проверке не всегда оказывается, что подозрительная новость –фейк. Но работа есть всегда. Пока команде StopFakeне приходилось сидеть и думать – чтобы такое поставить на сайт.

«Танки всегда можно посчитать, а с фейками баланса нет»

StopFakeпроводит исследования, консультирует организации, которые занимаются схожей проблемой. И, как считает Евгений Федченко, опыт проекта «даже более продвинутый,чем, к примеру, у правительственных организаций, которые начинают понимать, что информация – гораздо более сложная проблема, чем танки».

— Танки всегда можно посчитать – военный баланс известен. А с фейками никакого баланса нет, — подчеркивает Евгений Федченко.

Пропаганда, по его словам,  работает с эмоциями. На это делается ставка в многочасовых ток-шоу. 

–Главное, чтобы люди кричали, перебивали друг друга, подогревали эмоции, – разоблачает фокусы пропагандистской кухни Евгений Федченко. –Ведь нормального человека не заинтересует программа, в которой два академика будут три часа обсуждать, выгодно ли вести войну против Украины.

«В информационной войне мы, к сожалению, проигрываем»

В Беларуси бороться с фейками пока не начали,считает Тамара Мацкевич,заместитель председателя «Таварыства беларускай школы» — организации, которая  немало внимания уделяет вопросам медиаграмотности,знакомя учителей с европейским опытом медиаобразования и обучая их умению декодировать медиасообщения. 

– Официальные СМИ в развитии медиаграмотности не заинтересованы. В их штате больше пропагандистов, чем журналистов, которые сами используют весь арсенал манипуляций и дезинформации.  Хотя в последнее время, может в связи с агрессивной российской пропагандой, лед тронулся, — отмечает Тамара Мацкевич. — Независимые медиа, к сожалению, имеют ограниченные возможности донести идеи до массового зрителя и читателя.

Эксперт считает, что перспектива иметь медиаграмотное население в Беларуси больше связана со сферой образования, чем со СМИ.

– Если медиа-информационные компетенции начнут формировать в школе, университете, на курсах повышения квалификации, все общественные организации включат в свои программы медиаобразовательный компонент, мы будем иметь шанс выстоять в информационной войне, которая сейчас ведется у нас, и в которой мы, к сожалению, проигрываем, — говорит Тамара Мацкевич.

Если говорить об уровне медийной грамотности белорусов, то, по мнению Тамары Мацкевич, он «ниже, чем у украинцев, но намного выше, чем у россиян».

Пропаганда 2.0: белорусам нужно открыть глаза

Чего же не хватает белорусам, чтобы критически оценивать информацию?

Во-первых, этому мешает нежелание расстаться с собственными иллюзиями и стереотипами.

– Многим уютно жить в виртуальном мире мыльных опер или в черно-белом мире белорусских официальных СМИ. Там все понятно: вот – враги, вот – наши. Думать не надо, — говорит Тамара Мацкевич. —
Но этот мир рано или поздно рушится, когда человек сталкивается с реальностью. Столкновения эти, как правило, очень жесткие. И тогда появляется желание разобраться.

Во-вторых, по словам эксперта, важную роль играют знания. Если есть желание, их можно получить из разных источников и выстроить информационные фильтры, самыми надежными из которых являются критическое мышление и ценностная иерархия.

Тамара Мацкевич убеждена, что критическое мышление у белорусов в большом дефиците из-за устаревшей системы образования, которая «дает готовые знания, а не учит добывать их самостоятельно, оценивать источники, не учит мыслить».

– Сейчас медиа используют более хитрые и завуалированные методы пропаганды и рекламы, про которые человек не догадывается, — считает эксперт.

Это пропаганда версии 2.0, как назвал ее украинский эксперт в области телекоммуникации профессор Георгий Почепцов. Она спрятана внутри литературы и искусства, кино, телесериалов и новостей. Действует на уровне подсознания, использует эстетические механизмы воздействия и опирается на все достижения нейробиологии. Только собственная система ценностей может быть щитом против пропаганды 2.0.

Тамара Мацкевич приводит простой пример: мало кто знает, что все сериалы – это медиа-конструкты, которые создаются с целью влияния на социальное поведение людей. Цель сериала – заставить вас думать так, как хочет его создатель.

– Вдобавок белорусам российская масс-культура транслирует свои «культурные коды». И именно ценностные фильтры – национальное сознание,  идентификация себя как белоруса и представителя  евро-атлантической цивилизации, свой язык,  своя национальная культура дают нам шанс «не дать себя перекодировать», – говорит эксперт. – Без ценностного фильтра нам легко навязать образ «старшего брата», «условного противника», заставить ненавидеть соседа или записаться в «ополченцы» за интересы чужого государства.

На пути к медиаграмотности белорусам, по словам Тамары Мацкевич,  нужно раскрывать глаза на способы манипуляций, которыми пользуются СМИ, можно тренироваться на рекламных роликах, сериалах.

Для выявления скрытых смыслов достаточно ответить на несколько вопросов:«Это факт или мнение? Кто заказчик? Какой реакции от меня хотел автор? Какими способами он на меня пытается воздействовать? Как я могу противостоять этому?»

– Медиаграмотный человек тот, кто задает эти вопросы постоянно, а не периодически,– объясняет разницу Тамара Мацкевич. – В дополнение к этому сам ответственно и этично пользуется интерактивными возможностями информационного общества.

  • Оцени статью:
  • Проголосовало: 21
  • Балл: 4.5