BISS: Минск ищет ключевого партнера, который поможет выйти на рынки развивающихся стран

После периода некоторого застоя контакты Беларуси с развивающимися странами в сентябре-октябре значительно активизировались.

Причиной тому могут быть попытки компенсировать сложности на других направлениях, прежде всего – российском.

Возможно, новый импульс отношениям придали и некие достигнутые рамочные договоренности о сотрудничестве (главным образом, с арабскими монархиями).

По мнению экспертов BISS, есть основания предполагать, что контакты с консервативными арабскими режимами (Катаром, ОАЭ, а несколько ранее и Саудовская Аравия) могут быть частично связаны с проектами сотрудничества с Суданом и Пакистаном. Консервативные арабские режимы могут финансировать белорусские поставки и услуги последней группе стран. При этом данные поставки и услуги могут быть в интересах и непосредственно арабских монархий (как то продолжающиеся белорусские поставки Су-24 Судану, который применяет их в Йемене на стороне Саудовской Аравии).

Ситуация вокруг контактов с КНДР демонстрирует нежелание Минска создавать лишний повод для роста напряженности с Западом без всякой выгоды для себя. Идя на некоторые контакты со странами, противостоящими Западу и его союзникам (КНДР, Сирия, Иран), белорусское правительство старательно их ограничивает и не афиширует, отмечают эксперты в новом выпуске Белорусского внешнеполитического индекса.

Аналитики считают, что Минск продолжит сотрудничество с консервативными арабскими режимами (Катар, ОАЭ, Бахрейн, Саудовская Аравия), особенно в той части, которая касается проектов в третьих странах. Можно ожидать соответствующего сотрудничества Беларуси и консервативных арабских режимов в отношении Пакистана и африканских стран (возможно, и стран других регионов), а также в отношении поддержки тех или иных группировок в зонах конфликтов на Ближнем Востоке (Сирия, Ливия, Йемен). Закономерным следствием напряженной ситуации в регионе будет присутствие заметного военного компонента в отношениях Минска и арабских монархий.

Вместе с тем, отмечают эксперты, белорусское правительство продолжит сохранять на минимальном уровне контакты со странами, противостоящими Западу (КНДР, Иран, Сирия), за возможным исключением реализации в сотрудничестве с ними отдельных проектов, сулящих Беларуси некие чрезвычайные экономические или политические выгоды (например, нефтяные проекты с Ираном). Можно с уверенностью сказать, что Минск не заинтересован в увеличении северокорейского присутствия и будет тормозить данный процесс. Вообще же КНДР может опираться в этих своих действиях на поддержку Пекина, который обладает мощными рычагами воздействия на Минск.

В Южной и Юго-Восточной Азии белорусское правительство попытается расширить круг своих партнеров и, вероятно, продолжит попытки нарастить сотрудничество с Бангладеш, Индией, Таиландом, Малайзией, Индонезией. Но вновь намечается уже существовавшая в прошлом тенденция и к поиску некоего ключевого регионального партнера, который и должен помочь Минску выйти на новые рынки (например, Вьетнам становится таким партнером в отношении вывода белорусских товаров на рынки Филиппин и стран Индокитая).

А вот отношения с Латинской Америкой и Африкой в целом будут оставаться ограниченными, за исключением Кубы.

Отношения с традиционным партнером в Латинской Америке — Венесуэлой — находятся в плачевном состоянии в силу тяжелой внутриполитической ситуации в этой стране и дополнительно отягощены проблемой венесуэльской задолженности перед Минском. Отношения с Эквадором так и не смогли компенсировать потерю Венесуэлы для белорусских внешних сношений, а связи с другими странами региона остаются еще более ограниченными.

  • Оцени статью: