BISS: Отношения Минска с Пекином развиваются в русле деклараций

Развитие белорусско-китайских отношений в последние два месяца проходило в контексте визита Александра Лукашенко в Китай и его переговоров с председателем КНР Си Цзиньпином.

Но несмотря на то, что визит проходил на фоне позитивного информационного сопровождения в китайских и белорусских государственных СМИ, реальные результаты переговоров оказались достаточно скромными. Более того, в сентябре-октябре вне рамок визита наблюдалась определенная пауза в развитии двусторонних отношений.

К сожалению, анализ как информации о выполнении объявленных соглашений, так практически стопроцентная идентичность визитов 2016 и 2015 гг., демонстрирует, что во многом белорусско-китайские отношения развиваются в русле деклараций, отмечают эксперты BISS в новом выпуске Белорусского внешнеполитического индекса. Так, из заявленной суммы в 7 млрд долларов кредитов поступило немногим более 300 млн.

Эксперты напоминают, что в ходе нынешнего визита Беларусь и Китай объявили о выводе двусторонних отношений на новый уровень – всестороннего стратегического партнерства. Но в белорусской внешней политике данный концепт не используется, он отражает позицию Китая по отношению к той или иной стране. Проблема заключается в том, что само наполнение этих концепций в китайской внешней политике является еще недостаточно разработанным и может варьироваться от страны к стране. В частности, КНР объявила об установлении отношений всестороннего стратегического партнерства с Сербией, Индонезией, Австралией, Россией, Вьетнамом, Мексикой, Польшей, Бразилией и рядом других государств.

В ходе визита подписано более 20 различных соглашений и меморандумов, охватывающих самые различные сферы – технико-экономическая помощь для Китайско-белорусского индустриального парка (КБИП), развитие науки и образования, в том числе, по активизации деятельности института Конфуция в Беларуси, взаимодействие по предотвращению чрезвычайных ситуаций, область стандартизации, торговля, развитие туризма. Беларусь и Китай продолжат достаточно успешное сотрудничество в аэрокосмической сфере, в развитии военно-промышленного комплекса, а также в сфере обмена технологиями по обеспечению компьютерной и общественной безопасности.

Однако ключевым для белорусской стороны, безусловно, является подписание соглашения между Беларусбанком и Государственным банком развития о начале выборки кредитных средств по проекту «Славкалий». В условиях острой нужды белорусского руководства в поступлении финансов, кредитная линия в сумме 1,4 млрд долларов США, предоставленная на реализацию этого масштабного проекта, выглядит весьма своевременной.

Но, отмечают авторы Индекса, широкой общественности не известны подробности этого соглашения. Кто является конечным бенефициаром кредита, выдаваемого под белорусские государственные гарантии? Какова процентная ставка? Каковы условия последующей эксплуатации месторождения, в частности, гарантированы ли для китайской стороны низкие цены на калийные удобрения? Все это вопросы, которые по-прежнему требуют ответов.

Эксперты обращают внимание на подписанное в рамках кредитно-инвестиционного сотрудничество с КНР соглашение между Министерством финансов Беларуси, Беларусбанком и компанией CITIC Construction Со. Ltd о взаимодействии по созданию Китайско-белорусского инвестиционного фонда. Однако опыт работы данной компании в Беларуси показывает, что CITIC действует по стандартной (крайне невыгодной для Беларуси) схеме: привлечение связанных китайских кредитов, высокая доля китайских материалов, оборудования, а также использования рабочей силы; невысокое качество и непрозрачность процедурв ходе выполнения работ, реализация, как правило, убыточных с экономической точки зрения проектов.

При освещении визита и белорусские официальные лица, и белорусские СМИ также акцентировали внимание на строительстве Экономического пояса Нового шелкового пути. А китайский МИД даже сделал этот сюжет основным при характеристике переговоров Александра Лукашенко и Си Цзиньпина, тесно увязав реализацию данной инициативы с ходом евразийской интеграции. Да, Беларусь действительно остается одним из партнеров в этом проекте, но одновременно усиливается конкуренция со стороны стран бассейна Черного моря, Пакистана, Ирана и Турции как альтернативного маршрута.

Поэтому, отмечают эксперты BISS, в ближайшие несколько месяцев не следует ждать каких-либо значимых новостей в развитии белорусско-китайских отношений. Процесс выделения и выборки средств по «калийному» кредиту, безусловно, не будет быстрым. Да и большинство заключенных соглашений и меморандумов имеют декларативный характер и вряд ли приведут к каким-то значимым результатам как в краткосрочной, так и долгосрочной перспективах.

  • Оцени статью: