Книги, гены, школа, родители – что делает человека умнее?

Что влияет на интеллект, как быстро меняется уровень IQ и чего не следует делать, чтобы не поглупеть. — об этом Джеймс Флинн, новозеландский психолог, известный исследователь интеллекта.

Психологи давно знают, что гены влияют на интеллект. В детстве это влияние относительно невелико, оно усиливается с возрастом. Согласно исследованиям, в дошкольном возрасте лишь 20% разницы в уме определяет наследственность, а остальное зависит от среды – прежде всего от родителей, которые читают, считают и занимаются с ребенком.

По мере взросления влияние родителей ослабевает – человек проводит больше времени в школе, а не дома. Здесь уже, пишет ВВС, гены толкают нас к самостоятельному развитию, мы тянемся к новым книгам, забегаем вперед школьной программы, изучая учебники, записываемся на дополнительные занятия и так далее. После школы, во взрослой жизни наследственность определяет уже до 80% разницы в интеллекте между ровесниками.

Но исследуя массивы данных по уровню интеллекта, Флинн обнаружил интересную закономерность: люди всех национальностей в среднем «умнеют» каждое десятилетие приблизительно на три пункта по шкале IQ. Случаются и периоды более быстрого роста интеллекта: например, жители Нидерландов с 1932 по 1964 год прибавили сразу 20 пунктов. Отмеченная тенденция к повышению интеллекта получила название «эффект Флинна» и несколько озадачила ученых: уровень IQ человечества менялся слишком быстро, чтобы можно было объяснить это изменением генов.

Флинн предложил свое объяснение. В 2001 году он и экономист Северо-Восточного университета (Бостон, США) Уильям Диккенс высказали предположение, что подобно тому, как рост человека менялся благодаря улучшению питания и развитию медицины, ум человека меняется благодаря новым запросам общества.

Тесты на уровень IQ предполагают проверку словарного запаса, пространственного, абстрактного мышления – всего того, что вынуждено ускоренно развиваться, чтобы поспеть за современным миром. Технологии, обусловившие бурное развитие всего вокруг, заставляют нас «умнеть». Каждое поколение имеет дело со все более сложной техникой: у наших дедушек и бабушек были печатные машинки, у родителей видеомагнитофоны, а нынешние дети с младых ногтей вертят в руках смартфоны и планшеты. Даже разобраться в карте метро потребовало бы от человека, жившего сто лет назад, гораздо больше умственных усилий, чем сейчас.

Наш уровень IQ растет, но одно это не делает нас умнее

Благодаря стремительно меняющемуся миру вокруг, улучшается наше абстрактное мышление, умение выстраивать аналогии, способность видеть связи между явлениями. Все это приводит к тому, что уровень IQ увеличивается на 30 пунктов каждое столетие, утверждает Флинн. При этом это увеличение необязательно приводит к росту «сырой» мощности мозга, считает ученый – мы настраиваем этот инструмент на новую среду, но не «обновляем систему». Это предположение объясняет и «эффект Флинна»: общий интеллект нации растет, приспосабливаясь к прогрессу, прогресс свойствен богатеющей экономике, а значит, рост интеллекта народа отражает экономическое развитие. Ум нации исследователь иллюстрирует примером тела спортсмена, форма которого зависит от вида спорта: мозг – это мускул, и при смене умственных упражнений он меняется, так же, как тело, когда вместо плавания вы начинаете заниматься пауэрлифтингом.

Интересно, что, по словам ученого, в старшем возрасте сегодня уровень интеллекта растет даже быстрее среднего – на 11 пунктов за десятилетие. «Сегодняшний 70-летний просто размазал бы своего ровесника 15 лет назад», – заявляет 82-летний Флинн. Объясняется это просто: сейчас пожилые люди дольше остаются активными как интеллектуально, так и физически, а общее здоровье связано с умственным.

Наш уровень IQ растет, но одно это не делает нас умнее, говорит Флинн. Чтобы эффективно использовать увеличение IQ и сделать его чем-то значимым, необходимо развиваться, читать непростые книги, решать сложные задачи. Расслабляясь и выбирая простой путь, мы будем глупеть.

  • Оцени статью:
  • Проголосовало: 3
  • Балл: 4.7