Когда белорусские вузы выполнят домашнее задание Болонского процесса?

Согласно исследованию Общественного Болонского комитета, положения дорожной карты для Беларуси реализованы только на 8,7%. Так что студенты и преподаватели пока вряд ли почувствовали разницу.

Завтра твоей страны выяснило, чего боится государство и за что в постсоветских странах хвалят и критикуют Болонскую систему.

Участие в Болонском процессе для Беларуси означает глубокие изменения считает Ян Садлак, президент Международной обсерватории по академическому ранжированию и качеству IREG (Франция).

—Я не хотел бы преуменьшать задачу, стоящую перед белорусской системй образования и наукой, — говорит эксперт. — Болонский процесс – это не технико-управленческие изменения, прежде всего существует главная идея – упростить перемещение знаний.

Ян Садлак

Главная проблема Беларуси, по мнению эксперта, боязнь того, кто будет иметь власть над университетами: государство или самоуправление.

—Но речь идет не о контроле, а о сотрудничестве. Никто не исключает государство, — почеркивает Ян Садлак.

Бакалавр и магистр, а не специалист

Беларусь движется к трехуровневой системе образования, где будут степени бакалавра, магистра и доктора философии (PhD).

Разница не в названии. Украина при переходе к бакалавриату убрала нормативные дисциплины и сделала учебные планы короче, одновременно начав разрабатывать новые стандарты. Перечень отраслей знаний и специальностей уменьшился с 600 до 120-130, за счет чего ввели серию образовательных программ внутри специальности. Для магистратуры тоже разработана новая концепция.

Подготовка кандидатов и докторов наук в Беларуси отделена от высшего образования. По словам Владимира Дунаева, члена Общественного Болонского комитета в Беларуси, она относится к науке.

— Но в современном мире это третья ступень образования – подготовка кадров очень высокой квалификации, — объясняет разницу эксперт.

Степень получают потенциальные руководители отрасли, скорее, менеджеры, чем ученые. Докторантура предполагает обучение, и, например, в Украине нужно набрать 60 кредитов.

В планах Беларуси на ближайшие 5 лет нет введения третьего цикла, хотя в дорожной карте он указан.

Кредиты, измеряемые в часах

Домашнее задание для Беларуси предусматривает создание независимого агентства по контролю качества образования, а как инструмента прозрачности —внедрение европейской системы кредитов обучения.

Как отметила член Общественного Болонского комитета Татьяна Кузина на прошедшей в Минске международной научно-практической конференции, посвященной вопросам общественного участия в модернизации высшей школы, в Беларуси работает Департамент контроля качества образования. Однако он является зависимым институтом, так как находится в системе Минобразования.

В некоторых белорусских вузах нагрузка студентов уже исчисляется в кредитах, но нагрузка преподавателей считается по старинке — в часах. Сроки обучения по-прежнему зафиксированы в годах.

Украина поначалу использовала кредитно-модульную систему – противоречивый гибрид советских наработок и предложения Европы, как выразился Тарас Финников, президент Международного центра исследования образовательной политики и в прошлом замминистра образования и науки Украины. В итоге в 2009 году было решено перейти на европейскую систему.

Четверть учебного плана в Украине студенты составляют сами, что дает индивидуальную образовательную траекторию.

Самоуправление и ориентация на студента

В плане мобильности студентов дорожная карта для Беларуси предусматривает отмену согласования с Министерством образования зарубежных поездок студентов сроком более шести месяцев. Еще рекомендуется не распределять в обязательном порядке студентов-бюджетников.

Студенческое самоуправление в Беларуси не работает. Такого термина нет в законе, а студенты занимаются культмассовой работой либо поддерживают администрацию.

Проблемы с самоуправлением есть и в Грузии, несмотря на то, что формально требования Болонского процесса выполнены.

— Оно напоминает худший вариант комсомольских комитетов, которые финансировались из университетского бюджета и были проадминистративными, – говорит заместитель министра образования Грузии Тамаз Марсагишвили.

Признание дипломов за границей и программы сотрудничества

Подтвердить белорусский диплом за границей можно, но сложно. В рамках дорожной карты должно быть разработано приложение к дипломам европейского образца. К концу 2017 года белорусские власти обязались предоставить план обеспечения автоматической бесплатной выдачи приложения к диплому (Diploma Supplemen) в формате, разработанном Советом Европы, Европейской комиссией и ЮНЕСКО, на распространенном языке помимо русского.

Приложение показывает содержание обучения, количество кредитов, поясняет особенности системы образования и используется, например, в Азербайджане.

В Украине нашли упрощенное решение для некоторых случаев: не только ввели систему ECTS, но и разрешили вузам выдавать собственные дипломы любого цвета и размера, занося в общую базу номер документа. Вузы могут проводить совместные программы с иностранными университетами и выдавать дипломы, валидные в обеих странах. Грузия также работает с иностранными Вузами (и так надеется повысить качество образования в стране).

Ввести взаимное признание дипломов и PhDна постсоветском пространстве и в Восточной Европе предлагает Ара Недолян из Ереванской школы методологии и игротехники (Армения).

Национальная рамка квалификаций

Этот инструмент должен помочь согласовать интересы работодателей и учебных заведений. Отсутствие национальной рамки квалификаций является причиной, из-за чего система подготовки кадров не удовлетворяет потребности рынка труда.

Решение о разработке национальной рамки квалификаций принято Советом министров, однако дальше пилотного проекта дело не пошло. Пока в Беларуси есть только четыре пилотных профессиональных стандарта. В России их разработано уже более шестисот. Впрочем, по словам Владимира Дунаева, Россия «ввела новое крепостное право – слишком детальную и непродуктивную систему регламентации».

В Украине национальная рамка квалификаций появилась в 2011 году и, по словам Тараса Финникова, усилила централизацию и бюрократизацию системы из-за того, что не получила должного содержания, а амбиции в отношении нее были слишком велики. В июле нынешнего года Украина разработала новый документ.

Связь бизнеса и рынка не всегда плюс – предупреждает Ара Недолян из Армении. Бизнесу нужны прикладные умения, порой – в ущерб фундаментальности.

Институциональная автономия

В Украине университеты получили возможность составлять учебные планы и присваивать ученые степени, в том числе полученные за границей.

— Расширение университетской автономии в научной работе встречает сильное сопротивление в вузах и министерстве, – комментирует Тарас Финников. – Но сложнее всего наделить вузы автономией в финансовой сфере.

В Беларуси Владимир Дунаев предлагает начать с возвращения выборов ректора и наделения коллегиальных органов управления большими полномочиями.

— Это серьезный вопрос, – считает эксперт. – У нас существует своя нормативно-ценностная система, и она враждебна по отношению к европейским традициям автономии и академической свободы.

Академические ценности

Пока в Украине думают, как поддержать высокий моральный стандарт и честность внутри академического сообщества, в Беларуси размышляют, существует ли оно вообще.

— Мы получили гуманитарную катастрофу в образовании – отсутствие академического сообщества. Мы имеет наемные трудовые коллективы, – считает Светлана Мацкевич, эксперт Агентства гуманитарных технологий.

Дорожная карта – условие, которое можно выполнить формально

По словам Светланы Мацкевич, важно решить совсем не технические вопросы, потому что в Болонском процессе форма не определяет содержание.

Опыт Грузии тому подтверждение. Несмотря на внедрение системы ECTSи трехуровневого образования качество упало настолько, что студенты долгое время скорее вносили деньги, чем учились.

Болонский процесс превратился в ценностный конфликт

Светлана Мацкевич считает, что вступление Беларуси в Болонский процесс скорее формальность и является прецедентом ценностного конфликта, который можно разрешить только через диалог между обществом и государством.

— С одной стороны, Общественный Болонский комитет, экспертное сообщество, представители академического и студенческого сообществ говорят, что надо не только декларировать, но и действовать. С другой – советские ценности, утверждающие пассивность и консервацию старой системы с выдачей формальных дипломов, — характеризует нынешнее состояние высшего образования Светлана Мацкевич.

«У нас на кафедре полная солянка» Послушное поколение: почему государство плодит низкопробных специалистов?

  • Оцени статью:
  • Проголосовало: 4
  • Балл: 5