Авторское право: Как найти управу на похитителей контента

Почему белорусские журналисты боятся судиться с пиратами и можно ли договориться с коллегами о правилах перепечатки — проблему несоблюдения авторских прав обсудили журналисты и юристы на первой встрече формата «МедиаТок» в Пресс-клубе Беларусь в рамках «Тыдня беларускага мыслення».

Во время «МедиаТока» в Пресс-клубе Беларусь

Фото: Марта Дебёло

Что говорит закон?

— Как только произведение создано, как только ему придана какая-либо объективная форма, оно уже охраняется авторским правом, — утверждает адвокат Сергей Зикрацкий.

Свои слова юрист подкрепляет точной формулировкой закона: «Авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведений, а также способа их выражения»

Сергей Зикрацкий. Фото: Марта Дебёло

Произведение охраняется авторским правом с момента создания и не нуждается в дополнительной регистрации прав на него, как в случае с товарными знаками или изобретениями, отмечает юрист.

Бытует мнение, что авторским правом защищены только объекты помеченные знаком ©.

— На деле, отсутствие этого знака не делает произведение свободным в использовании. Только автор является правообладателем и только с его согласия можно сохранять, копировать и применять произведения для определенных целей. Кроме того, не стоит забывать, что создание объектов творчества – это работа, которая должна оплачиваться. Автор вполне резонно может потребовать вознаграждение за свои труды, — подчеркивает Сергей Зикрацкий.

Казалось бы, все просто и логично. Однако такой порядок почему-то не укладывается в головах белорусов

— У нас считают, что можно взять просто так, а только в некоторых случаях мы должны спросить, — делится наблюдением Сергей Зикрацкий. — На самом деле все наоборот.

По словам юриста, исключения, когда можно не спрашивать разрешения у автора составляют: цитирование, произведения искусства (в том числе и фотографии), находящиеся в местах открытых для посещения, и статьи о текущих социальных, экономических, политических и религиозных процессах.

И здесь есть множество нюансов. Например, под «местами открытыми для посещения» подразумеваются галереи и музеи, но никак не Интернет, где, казалось бы, все тоже вполне доступно. Кроме того, позаимствованные фотографии не могут использоваться в коммерческих целях. Статьи аналитического или развлекательного характера не могут быть перепечатаны без разрешения автора, так как не освещают текущие вопросы. Автор может специально запретить полную перепечатку статьи. В этом случае разрешается только цитирование.

В недавнем громком процессе фотографию Антона Мотолько судебные эксперты пытались отнести к разряду текущих социальных процессов. При таком раскладе разрешение автора не требовалось бы. Однако адвокат Мария Колесова-Гудилина, которая защищала фотографа, подчеркивает, что фотография не относится к этому пункту законодательства.

— Социальное это явление или не социальное — не важно. Запретила я под своей фотографией использовать ее или нет — тоже не важно. Есть четкие общие правила использования фотографических произведений — вы должны спросить разрешение, указать авторство и заплатить вознаграждение, — говорит юрист.

Мария Колесова-Гудилина. Фото: Марта Дебёло

Авторским правом защищено все, что является результатом творческой деятельности. В то же время на методы, идеи, концепции, принципы, открытые факты, которые использовались при создании произведения или выражаются самим произведением, авторское право не распространяется. Иначе говоря, если мы берем чью-то идею, но воплощаем ее по-своему, то, с точки зрения закона, ничьих авторских прав мы не нарушаем. 

Как это работает на практике?

— После дела Антона Мотолько многие фотографы пугаются защищать свои права, но практика не настолько печальна. Фотографические произведения в Беларуси защищаются. Бывает это редко, но метко, — убеждает адвокат Мария Колесова-Гудилина и приводит в пример дело Сергея Гудилина.

В 2009 году фотограф подал иск в суд на журнал Pingouin, который опубликовал его фотографию. Сначала эксперты не признали фотографию результатом творческого труда. Однако вскоре была назначена повторная экспертиза, поскольку одного из экспертов уличили в том, что, не утруждая себя, он переписал свое заключение из «Википедии». Повторная экспертиза признала фотографию результатом творческой деятельности, и фотографу была выплачена компенсация.

Страх поражения — не единственная причина, которая вынуждает фотографов и журналистов отказываться от защиты авторских прав в суде. Пошлина за обращение в суд составляет 5% от компенсации, если защищаются имущественные права — право на воспроизведение или обработку. С защитой личных неимущественных прав — на имя, авторство, неприкосновенность – все сложнее. В этом случае автор имеет право взыскать моральный вред и может сам определить сумму. Но, по словам Марии Колесовой-Гудилиной,  причинение морального вреда доказать непросто. За обращение такого типа судебная пошлина составит 20 базовых величин, вне зависимости от суммы компенсации. Плюс расходы на квалифицированную юридическую помощь, что тоже отнюдь не дешево.

Адвокат также напоминает, что защищать авторские права в суде могут не только авторы, но и издания. Проблема заключается в том, что в большинстве белорусских независимых СМИ никак не оформлены договорные отношения с авторами. Не во всех СМИ в штате имеется юрист. Между тем, права и обязанности журналиста или фотографа в отношении его произведений должны быть четко прописаны. Только в этом случае правообладатель (издание) может обратиться за судебной защитой.

Какова позиция редакторов белорусских медиа?

— Все, что мы производим, является объектом авторского права. Это наша принципиальная позиция, — говорит юрист издательского дома ЗАО «БелКП-ПРЕСС» Людмила Мартинчик.

Людмила Мартинчик. Фото: Марта Дебёло

— Наша редакция создает в основном нематериальный контент (статьи, фотографии, аудио) и, так как это результат нашей деятельности, мы считаем, что это наша собственность. Точно также как другие кампании производят некие материальные объекты. Выпускают, например, табуретки. Никто не может прийти, забрать табуретку и сказать: «Она моя».  Нет, продукт принадлежит производителю.

Главный редактор информационного портала a href="http://www.tut.by">TUT.by Марина Золотова признается, что у них нет системной практики защиты авторских прав. Все решается на уровне личных связей.

— Каждый раз, когда мы сталкиваемся с такой ситуацией, мы обращаемся к знакомому редактору или знакомому журналисту издания. Рынок маленький, мы все друг друга знаем. Нам говорят: «Извините, такого больше не повторится», — рассказывает Марина Золотова.

Марина Золотова. Фото: Марта Дебёло

Однако практика показывает, что такой подход не является действенным. По словам главного редактора TUT.by, через какое-то время ситуация повторяется снова.

Стоит отметить, что TUT.by также занимается агрегацией контента. Несмотря на свою популярность, портал все еще заимствует статьи из других изданий.

— Мы договаривались на определенные условия использования материала, — поясняет Марина Золотова. — При публикации материала полностью мы вверху указываем первоисточник, а внизу еще три ссылки на другие материалы этого ресурса.

Вместе с тем, редактор уверена, что лучший способ не иметь проблем с соблюдением авторских прав – производить только собственный контент.

В редакции СityDog решили пойти по менее затратному пути защиты авторских прав. Финансовых ресурсов на защиту своих прав в суде у издания недостаточно, а на то, чтобы лично обращаться к каждому конкретному редактору в случае перепечатки материала тратится слишком много времени.

— Мы решили написать свои правила перепечатки, — делится опытом редактор CityDog.by Яся Королевич-Картель. — И теперь у нас под каждой статьей висит  «Перепечатка возможна только с разрешения редакции. Ознакомьтесь с правилами перепечатки здесь».

Яся Королевич-Картель. Фото: Марта Дебёло

Результаты такого решения достаточно плодотворны. Как утверждает редактор, издания руководствуются правилами перепечатки, которые диктует сам портал. Несмотря на то, что это не обеспечивает «CityDog.by» большого прироста трафика, Яся Королевич-Картель уверена: «Это не про трафик. Это про то, как мы вместе будем договариваться о том, как мы друг друга перепечатываем».

Заместитель директора информационной компании БелаПАНи главный редактор «Беларусского журнала» Андрей Александров считает, что наиболее резонным в условиях Беларуси способом оплаты за перепечатку контента может стать трафик:

— Мы понимаем ситуацию независимых белорусских СМИ, которые не могут себе позволить оформить подписку на БелаПАН. Мы предлагаем платить трафиком, т.е. если материал заимствуют, мы запрещаем менять заголовок  и перепечатывать полностью. Это должно быть несколько абзацев и прямая ссылка на текст «Читайте полностью». 

Андрей Александров. Фото: Марта Дебёло

Вместе с тем Андрей Александров призывает коллег рассматривать проблему авторского права не только в контексте правовых или внутрикорпоративных отношений.

— Стоит задаться вопросом: «А зачем мы все этим занимаемся?» Мы занимаемся этим просто для того, чтобы у нас был сайтик, который заточен под поиск и зарабатываем на этом или же мы воспринимаем это как нечто социально ответственное? Как нечто важно для нашего общества и нашей страны, — подчеркивает Андрей Александров.

  • Оцени статью:
  • Проголосовало: 10
  • Балл: 4.7