Скоростные автобусы и дороги-дублёры: как «позеленеет» столичный транспорт

Почему ездить на работу на автомобиле плохо и как исправить ситуацию, узнала корреспондент Ecoidea.by.

Идея удобного для человека города давно начала распространяться – сначала в США, а после и по Европе. Заключается она в том, чтобы общественное пространство было безопасным и комфортным для каждого жителя. И транспорт, транспортная инфраструктура играют в этом не последнюю роль.

Что удобно водителю, не подходит пешеходу

Наиболее прогрессивным решением для Минска сегодня является развитие системы общественного транспорта, именно туда должны направляться ресурсы – и финансовые, и временные, и человеческие, считает член правления Белорусского союза транспортников Владимир Сосновский.

– Сегодня качество услуг общественного транспорта очень сильно отстает от потребностей жителей, это очевидно, – комментирует он. – Хотя в стране довольно много сделано в этой сфере – пять лет назад в Дубае Минск даже был признан городом с самой лучшей системой общественного транспорта, обойдя в этом 60 других претендентов. У нас есть свои транспортные производства, хорошие разработчики…

Логика прогрессивной транспортной стратегии, считают специалисты, должна быть такой: на общественном транспорте добраться до нужного места быстрее и удобнее, чем на личном автомобиле. Тогда многие проблемы больших городов исчезнут: снизится загазованность воздуха, уменьшатся пробки на дорогах, места для парковки не будут в дефиците, пространство станет более безопасным для велосипедистов и пешеходов, в том числе для родителей с детскими колясками, пожилых, людей с инвалидностью.

– Чем более город дружественен к владельцам личных автомобилей, тем менее удобен для всех остальных – это давно известно. Пока будет продолжаться политика приспособления города к автомобилям и растущему трафику, трудно будет говорить о прогрессивных изменениях, которые сейчас происходят во всем мире, – отмечает начальник отдела улично-дорожной сети и транспорта унитарного предприятия «Минскградо» Владимир Прищепов.

То есть вместо строительства автомобильных магистралей и новых транспортных развязок нужно думать об организации удобной и скоростной сети общественного транспорта, развитии велодвижения, появлении «перехваточных» парковок, на которых можно оставить автомобиль, чтобы дальше отправиться по делам на метро или автобусе.

– К этому уже пришли многие города. Например, в Лос-Анджелесе, где приходится 900 машин на 1000 жителей, особенной популярностью пользуются скоростные городские автобусы, – приводит пример Владимир Прищепов. – В Минске на 1000 жителей – около 320 автомобилей, то есть примерно одна машина на семью. И это критичная отметка, когда еще можно не допустить сильный рост личного автотранспорта. По статистике, в среднем личный автомобиль белоруса ездит в сутки около часа, остальные 23 часа в сутки стоит на парковке. Вот и подумайте: так ли это рационально?

В приоритете – метро, трамваи и велосипеды

На днях президент утвердил новый Генеральный план развития Минска до 2030 года. В приоритетах, отмечают транспортники, опять же развитие общественного транспорта и велодвижения – альтернатив личному автомобилю.

Например, на ближайшие годы ожидается значительное совершенствование общественного рельсового транспорта – строительство метро и трамвайных путей. К слову, именно рельсовый общественный транспорт можно назвать самым «зелёным».

Вагон-музей стоит в трамвайном депо по ул.Ботаническая, 4. Фото: Ольга Астапович

– В соответствии с новым генпланом, схема будущего метрополитена выглядит не так, как раньше: кроме радиальных линий, появится еще и кольцо по периметру. Метрополитен соединит 84,4 километра путей и 63 станции, будет восемь пересадочных узлов, что позволит примерно в два раза разгрузить станцию «Октябрьскую/Купаловскую». Все это сделает метро более удобным для пассажиров, а пассажиропоток, ожидается, вырастет до 420 миллионов в год, – рассказывает Владимир Прищепов.

Правда, тут уточнение: к 2030 году реализовать задумку не успеют, но, как минимум, зарезервируют и подготовят городскую территорию под строительство новых станций. То же касается новых трамвайных линий: существующие 25 километров должны разрастись до 94-х и соединять окраины Минска. На трамвае, как планируется, можно будет доехать до магистральных дорог, например, до метро. К слову, строительство трамвайных линий в белорусской столице было остановлено в далеком 1985-м году, последний запущенный маршрут был в Серебрянку.

Удивительно, что трамвайную сеть все это время не развивали. Ведь исторически рельсовый транспорт был основным в Минске: в 1890-х появилась конка – конно-железная дорога. После по этим рельсам с 1929 года пошли трамваи. А сегодня есть отечественные разработчики, которые готовы производить бесшпальные конструкции трамваев, трамваи с низкополым салоном и другие прогрессивные модели.

Варшавский трамвай вровень с остановкой, что облегчает его использование. Фото: Ольга Астапович

Планируется также, что в Минске появятся улицы-дублёры – параллельные основным проспектам дороги, которые оттянут автомобильные потоки и позволят городским автобусам стать еще более быстрыми. Не исключено, что на городских маршрутах появятся скоростные автобусы, подобные тем, что курсируют в Лос-Анджелесе.

Велодорожки свяжут основные точки города, обещают городские власти. Будет и дальше поддерживаться развитие системы платных парковок.

Пересели в автобусы – воздух стал чище

Эти преобразования улучшат экологическую обстановку столицы. Ведь на данный момент, по статистике, более 85 процентов вредных выбросов в атмосферу столицы приходится на автомобильный транспорт (остальные – на промышленные предприятия). Это подтверждается и данными с автоматических станций с непрерывным режимом измерения состояния загрязнения атмосферного воздуха.

Как отмечают специалисты Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды, объем выбросов снизить реально и процесс уже начался. Так, например, выбросы от автотранспорта за 2015 год составили 126,1 тысячи тонн, что на 21 процент меньше, чем в 2014 году.

Объем выбросов от машины зависит от многих факторов: от уровня автомобилизации населения, качества моторного топлива, технического состояния транспортных средств, от организации дорожного движения и развития транспортной инфраструктуры города. Однако одна из причин «оздоровленного» воздуха – использование общественного транспорта вместе личного автомобиля.

Если отказаться от автомобиля полностью не получается, заведите экодружественную привычку подвозить по дороге знакомых, коллег и родственников. Это снизит экологическую нагрузку от индивидуального перемещения на машине. Хотите знать еще способы, загляните сюда.

Солнечные велодорожки, сады на крышах: как превратить каменные джунгли в «зеленый» Минск Что делает электромобиль с окружающей средой Як стварыць у Беларусі камфортны горад

  • Оцени статью:
  • Проголосовало: 2
  • Балл: 3