Индекс адекватности чиновников: как хитрят строители, забалтывают идеологи и водят за нос финансисты

Команда проекта «Удобный город» изучила, как чиновники реагируют на конкретные обращения граждан, и составила рейтинг лучших и худших государственных органов.

Топ лучших и худших ведомств создан на основе двух составляющих – сначала  оценить реакцию чиновников предложили людям, которые инициировали и подписали конкретную петицию, затем список проанализировали эксперты.

Примерно в 40%  случаев подписанты добивались от госорганов позитивного решения проблемы.  Еще в 20-30% — адекватного ответа.

Пока представители властей самого различного уровня не всегда прислушиваются к голосу граждан — таков вывод составителей рейтинга, который они собираются выпускать ежеквартально.

«Дают подробные ответы даже на заявления, которые кажутся несколько бредовыми»

На первом  месте по качеству рассмотрения обращений оказалась ГАИ Мингорисполкома.

— Отделы ГАИ (и города, и районные) добросовестно рассматривают каждую ситуацию, анализируют предложения по оптимизации дорожной обстановки, зачастую с выездом на место, и дают достаточно аргументированные ответы, даже если отказывают в реализации того или иного предложения граждан, — отмечает руководитель проекта «Удобный город» Владимир Ковалкин.

Представители ГАИ  быстрее всех отвечают на обращения и практически всегда укладываются в 15-дневнй срок, что для белорусских чиновников редкость. По двум из четырех петиций граждан даже приглашали поучаствовать в общественных обсуждениях и выразить свое мнение.

Неплохо справляется с обращениями неравнодушных граждан Минторг. По оценке составителей рейтинга, чиновники «внимательно изучают предложения, терпеливо разъясняют законодательство, часто принимают сторону заявителей и обещают учесть их идеи при доработке законодательства».

Аргументированные ответы и пожелания граждан находят поддержку в ведомствах, отвечающих за столичный транспорт – Минсктранс и ГУ «Столичный транспорт и связь». Например, удовлетворено предложение слабовидящего заявителя о проговаривании информатором номеров маршрутов, размещено расписание движения маршруток, исправлены неточности в расписании их движения. А тех, чьи идеи разумны и особенно ценны, даже приглашают поучаствовать в разработке схем движения городского транспорта лично.

— Еще нам нравится, как работает с обращениями граждан парламент. Несмотря на высокий статус законодательной власти, депутаты не зазнаются и дают подробные ответы даже на те заявления, которые некоторым могут показаться несколько бредовыми, — подчеркивает Владимир Ковалкин.

«И хотя подписывает их одно и то же лицо, подходы к рассмотрению обращений могут быть абсолютно разными»

Исполкомы попадают одновременно и в список хорошо работающих с обращениями граждан органов, и в список аутсайдеров. И вот почему. Исполком объединяет множество отделов, каждый из которых отвечает за определенную сферу жизни территориальной единицы: строительство,  дороги, культура, жилье, благоустройство, торговля и услуги…

— Ответы готовят представители отделов. И хотя подписывает их одно и то же лицо, подходы к рассмотрению обращений могут быть абсолютно разными, — поясняет Владимир Ковалкин.

В сфере строительства подписанты чаще всего получают достаточно сухие отказы. Эта сфера сильно формализована: законодательно предусмотрен порядок разработки и утверждения планов застройки, проведения общественных обсуждений. Зачастую исполком просто не в силах повлиять на ситуацию.

— Например, если проведено общественное обсуждение и никто не высказался против того или иного проекта, а спустя какое-то время поступает жалоба группы недовольных граждан, строительство останавливать не будут, так как порядок принятия решения соблюден, — говорит эксперт.

Хотя, по его мнению, информирование граждан о проведении общественного обсуждения оставляет желать лучшего.  Часто люди узнают о том, что в их дворе появится новый дом, когда решение уже принято и часть территории двора, выделенная под строительные работы, ограждена забором.

— Нередко чиновники хитрят: публикуют информацию о проведении общественного обсуждения в не самых рейтинговых изданиях, вешают объявления на стенде в школе. И большое количество людей из-за этого не  могут поучаствовать в процедуре, высказать свое мнение, — поясняет Владимир Ковалкин.

Команда «Удобный город» вместе с урбанистами и экологами работает над созданием  на сайте специального модуля, который бы оповещал людей об общественных обсуждениях.

— Надеемся таким образом исправить ситуацию, — говорит руководитель проекта.

А там, где полномочий исполкома достаточно, он, по словам Владимира Ковалкина, активно их применяет: и на стройплощадке обяжет собственника навести порядок, и организует вывоз с парковки автохлама, и бордюры понизит исключительно по просьбам трудящихся, и даже, если в собственную компетенцию вопрос не входит, убедительно попросит уполномоченных должностных лиц провести открытое обсуждение вопроса с заинтересованными гражданами.

Сильно подпортило имидж Мингорисполкома управление идеологической работы, продемонстрировавшее одновременно формализм и поверхностность при рассмотрении обращения об ограничении участия тяжелой военной техники в парадах.

— И если от идеологов пришел ответ в духе «наши деды воевали», то Совбез на это же обращение ответил довольно грамотно, сообщив, что рассматривается вопрос о проведении парада в другом формате. Это шаг к решению проблемы, — подчеркивает Владимир Ковалкин. — Любой человек, который подписал петицию, чувствует, что его, по крайней мере, выслушали.

Не осилило заявление о предоставлении информации о стоимости проведения Всебелорусского народного собрания и Министерство финансов. Вместо ответов на поставленные вопросы чиновники прислали список статей из существующих нормативных актов без всяких пояснений.

Абсолютный ноль максимальных усилий

Руководство Национального аэропорта «погорело» на ответе на предложение о дублировании надписей на белорусском языке в этом учреждении,  дав на два одинаковых заявления взаимоисключающие ответы.

— В национальном аэропорту Минск нет ощущения, что прилетаешь в столицу независимого государства. Кажется, что очутился в северо-западном крае России, — говорит Владимир Ковалкин. — Если человек прилетает в столицу он должен как минимум встретиться с языком этой страны. Мы не просим русский убрать. Мы говорим: нужно белорусский добавить. Пускай будет три языка: белорусский как национальный, русский как региональный и английский – как международный.

В первый раз заявителей заверили, что администрация аэропорта тоже заинтересована в реализации предложения и прилагает максимум усилий по расширению технических возможностей и поиску средств на размещение информации на трех и больше языках.

А когда через 9 месяцев подписанты поинтересовались, каков результат этих «максимальных» усилий, получили ответ, что в ближайшее время дубляжа надписей на белорусском языке даже не планируется. Мол, надо максимально учитывать интересы в основном русскоговорящего пассажиропотока из стран СНГ.

О роли личностного фактора в истории петиций

— На сегодняшний день успешность решения той или иной проблемы граждан в большей степени зависит от честности и совестливости конкретного чиновника, которому поручено рассмотрение обращения, нежели от законности и уровня правового регулирования рассматриваемого вопроса. Личностный фактор очень высок. Есть среди чиновников люди внимательные и отзывчивые, которые стараются улучшить жизнь граждан, а есть и те, кто отмахивается от проблем с помощью отписок, — подытоживает Владимир Ковалкин.

Как бороться с этим? Команда «Удобный город» подумывает над созданием индекса адекватности чиновников и учреждении премии для лучших и худших из них.

Пять простых вопросов о том, как петиции меняют жизнь белорусов Как научить белорусов жаловаться Как минчане заставили столичные власти отчитываться за трату бюджетных денег

  • Оцени статью:
  • Проголосовало: 16
  • Балл: 4.7