Отдаст ли «вертикаль» деньги местным Советам?

Сколько налогов необходимо оставлять региональным властям?

В предвыборных заявления мало кто из кандидатов обратил внимание на проблемы местных бюджетов. Один из тех, кто выступает за формирование бюджета с учетом округа, — кандидат в депутаты по Логойскому избирательному округу №75 Антон Лисневский.

«Деньги должны оставаться в округе», — заявляет кандидат. 

Антон Лисневский, кандидат в депутаты по Логойскому избирательному округу №75

Поднимать вопрос о децентрализации распределения средств очень важно, оценивает идею кандидата председатель Фонда имени Льва Сапеги Мирослав Кобаса. Если власти пойдут на такой шаг, это даст больше свободы регионам и больше возможностей. В округе стоило бы оставлять хотя бы подоходный налог. Если собственные средства в регионах будут даже не на европейском уровне (70-80%), а хотя бы 50%, то местные органы власти смогут решать немало задач. 

– Еще 3-4 года назад около половины консолидированного бюджета страны проходила через местные органы власти. Но это происходило в основном в виде субсидий и дотаций. Это значит, что местная власть всегда была на крючке у центральной, – комментирует эксперт.

Результат негативной стороны централизации средств налицо.

– Недавно была история о том, как мучаются люди, которые получившие земельные участки без коммуникаций. И когда они обращаются к местным органам власти, те говорят, что на решение проблемы нет денег. Местные чиновники признаются, что денег они практически не видят, лишь на сенокошение. Напрашивается вопрос, зачем нужен орган власти, который не может решить проблемы граждан? – недоумевает эксперт.

Заявления о совершенствовании распределения бюджетных средств хорошо звучат для привлечения внимания избирателей. Но политолог Юрий Чаусов считает, что к таким заявлениям не стоит относиться серьезно. Ведь практика показывает, что парламент бюджет даже не корректирует, он его просто утверждает.

– В белорусской системе бюджет – это прерогатива исполнительной власти. Парламенту остается лишь изобразить одобрение бюджета, — комментирует политолог. — Если же политик хочет влиять на распределение бюджета в пользу города или округа, то ему следует идти в исполнительную власть, а не в законодательную.

Даже если теоретически представить, что этот кандидат попадет в парламент, один он ничего сделать не сможет, соглашается политолог Валерий Карбалевич. Но то, что люди в ходе избирательной кампании выступают с подобными идеями и предложениями, — это способ воздействия на общественное мнение, способ популяризации партии, от которой они выступают, способ популяризации себя в будущих возможных выборах.

— Именно поэтому нет ничего плохого в том, что люди выступают с идеями, которые сегодня не могут быть реализованы, — считает эксперт.

«Вместо Стива Джобса у нас шариковы процветают» Стоит ли подчинять Нацбанк правительству и наделять реальным капиталом? Могут ли депутаты добиться развития местного самоуправления?

  • Оцени статью:
  • Проголосовало: 26
  • Балл: 5