Как помочь малоимущим молодым людям найти свое место в жизни

Детям малоимущих сложнее получить хорошее образование, а монокультурная молодежь не принимает представителей меньшинств – Ресурсный центр САЛЬТО по странам Восточной Европы и Кавказа вместе с партнерами: Национальными агентствами программы Эразмус+ в Австрии, Польше и Финляндии, а также центром SALTO RC Inclusion проводит комплексное исследование по социальной включенности молодежи в странах Восточного партнерства и России.

Был опрошен 31 работник из сферы неформального образования: от сотрудников местных домов творчества до представителей НГО.

Работа направлена на выявление понимания темы инклюзии в ЕС и странах Восточного партнерства и России, а также на развитие совместных образовательных действий. Результаты исследования повлияют на предложения ресурсного центра и Европейской комиссии для региона в рамках программы Эразмус+.

Кто исключен?

Дети-сироты или имеющие инвалидность, дети из труднодоступных регионов или малоимущих семей – это неполный список тех, кто не может быть такими же, как большинство вокруг. Сюда же относятся религиозные или национальные меньшинства, а также мигранты.

Но полного списка не существует – в национальном законодательстве нет единого перечня социально уязвимых граждан. О ком речь, не всегда знают даже молодежные работники.

— Вызовом является несоответствие теории практике у работников сферы молодежного образования, – считает директор «Офиса продвижения инициатив» Ольга Хабибуллина, приглашенный эксперт центра SALTORCEECA и его партнеров. — Знания, которые получают в ВУЗах, недостаточно практические, и люди боятся работать с молодежью с отличиями, хотя 90% работников мотивированные специалисты и пришли в сферу образования осознанно.

Информация о неформальном образовании часто не попадает к целевым группам.

— В сельских районах молодежь получает информацию через лимитированные источники – дом детского творчества, школу, – говорит Ольга Хабибуллина. – Мы можем распространять ее через социальные сети, но если люди их не используют для поиска информации об образовании – они ее и не найдут».

Как считает эксперт, даже при наборе 90% участников тренингов через интернет нужно включать остальные 10% другими путями. К ограничениям при включении относятся излишние критерии отбора, которым не соответствует молодежь с иным бэкграундом.

Толерантное большинство не имеет безбарьерной среды

Очень высок среди организаций уровень толерантности, но на практике ее реализуют немногие. Лишь 13% организаций обладают безбарьерной средой, 17% готовы к приходу человека с ограниченными возможностями, но толерантными себя считают 77%.

Около 90% организаций работают при поддержке государства

Важная составляющая для успешной работы с молодежью – развитие самих организаций. Они часто не имеют на это средств. По данным исследования, только три организации из опрошенных получали финансирование в размере более 50 тысяч долларов в эквиваленте. Около 90% работают с поддержкой государства, которая исчисляется 5-10 миллионами неденоминированных белорусских рублей.

Как уменьшить самодискриминацию?

Исследователи предложили свои рекомендации для региона стран Восточного партнерства и России в рамках программы Erasmus+ ресурсного центра SALTO по Восточной Европе и его партнеров.

Специалисты готовы помогать организациям обмениваться опытом. Унификация терминологии – еще одна необходимая мера для этого.

— Практическая и актуальная рекомендация – проведение тренингов и семинаров для молодежных работников, в первую очередь, по передаче инструментария для работы с людьми с наименьшими возможностями, – перечисляет Ольга Хабибуллина.

И последняя рекомендация – стратегическая: развивать социальное предпринимательство. Оно обеспечит устойчивость включения в общественно-экономические процессы уже взрослых людей и поможет уменьшить самодискриминацию.

  • Оцени статью:
  • Проголосовало: 4
  • Балл: 4.5