Пятьдесят часов под дождем и ни копейки из-за рубежа. Как на голом энтузиазме сделать свой город лучше

Где найти бескорыстных людей на реализацию самых креативных идей, рассказывает директор Центра урбанистических проектов и инициатив «Прастора» Оксана Кузина.

Оксана Кузина, директор Центра урбанистических проектов и инициатив «Прастора»

Во многом благодаря Оксане Кузиной в столице белорусского авангарда — Витебске стал развиваться лэнд-арт – направление искусства, в котором используются только природные материалы. Лэнд-арт предполагает, что художник реализует свою идею в лесу, горах или других природных ареалах. В стиле такого ландшафтного искусства в Витебске под кураторством Оксаны были реализованы проекты «Обними дерево», «Кола жыцця», «DOSKI» и флористический перформанс «Витебск – город Ангелов».

Урбанистический форум «Прастора» — тоже ее задумка. Основная идея форума – не создавать местечковое искусство и не «вариться в собственном соку», а вливаться в европейский тренд и выступать на более значимых европейских мероприятиях по лэнд-арту.

Первыми к идее форума присоединились студенты-дизайнеры Витебского технологического университета. После знакомства с ними Оксана стала изучать парковый дизайн и нашла такой необычный арт-объект и место городского отдыха, как парклет. Так стали появляться контуры двух творческих конкурсов: на дизайн-проект парковой мебели «Экодизайн» и конкурс-пленэр городского лэнд-арта «Нескучный сад».

Фото: Роман Ершов

Место для урбанистического форума было выбрано сразу – парк имени Фрунзе.

— Когда 7 лет назад я приехала жить в Витебск, то открыла для себя это сказочное, спрятанное от взора людей место. Оно похоже на швейцарскую долину, – рассказывает организатор форума. – Само место подсказало название всему проекту – эко-фестиваль «Прастора», позже название изменили на урбанистический форум «Прастора».

Теперь Оксана Кузина знает, что нужно, чтобы воплотить свою идею в жизнь без зарубежной технической поддержки. Вот ее пять советов.

1.       Проговаривайте свою идею

– Когда вы проговариваете идею друзьям, просто знакомым, она кристаллизуется и формируется окончательно, – считает Оксана. – Кроме того, именно в этот момент вы можете услышать конструктивную критику.

Например, узнав о форуме от кого-то из знакомых, витебский активист, который давно мечтал организовать концерт белорусский групп в формате open-air, решил связаться с Оксаной и присоединиться к мероприятию. Так родилась идея привлекать городских активистов и делать форум вместе.

– Идею дополнил мой муж, который сказал, что к запланированным мероприятиям: конкурсу, выставке, образовательной программе, концерту — не хватает еды, – рассказывает организатор форума. – Так появилась еще одна площадка – маркет городской еды «Другая Еда».

Маркет городской еды «Другая Еда». Фото: Роман Ершов

2.       Впишитесь в идеологию

Как только появилась концепция мероприятия – начинайте согласование с местными властями, советует Оксана Кузина. Это ваша задача — вписать все ваши идеи в их идеологическую парадигму и просить не финансы, а поддержку.

– До форума я мало себе представляла, как работает отдел культуры и какой титанический труд проделывают специалисты, которые нон-стоп проводят городские мероприятия, — призналась Оксана и тут же начала перечислять службы, с которыми нужно было держать связь во время мероприятия: – На последнее предфорумное собрание мы пригласили руководителей всех городских управлений и еще раз прошли по маршруту и уточнили участие милиции, МЧС, скорой помощи, волонтеров БРСМ, санитарной службы, гордормоста… Мне задавали конкретные вопросы, записывали мой телефон, оставляли свой. И было понятно, что город с нами.

3.       Всегда найдутся другие люди, готовы поддержать проект

Оксана столкнулась с тремя типами потенциальных партнеров.

Первый: мы не можем участвовать в вашем мероприятии, но готовы вас выслушать, дать пару дельных советов, ставить лайки вашим постам и делать репосты ваших пабликов.

 – Такие партнеры готовы демонстрировать таким же игрокам на рынке, что они нас поддерживают. Так поступили представители Минской урбанистической платформы и Центра прикладной урбанистики (Москва), — говорит Оксана.

Второй тип: готовы быть партнерами и участвовать в мероприятии. Названия этих организаций и фирм указываются во всех афишах.

Третий тип: «темные лошадки». Они могут говорить: то, что вы якобы придумали, они делают уже последние 10 лет, поэтому помогать не будут, чтобы не дать возможности «реализоваться за их счет». Другие из этой группы могут предложить в виде сотрудничества внести их название и логотип во все документы, аргументируя, что это и есть их вклад. Под их крутым и известным лейблом якобы будет проще реализовать проект. На этом помощь заканчивается, на самом деле все делать будете вы сами.

Еще один вариант – банальный обман. Они соглашаются поддержать, но просят помочь в их мероприятии, которое проходит раньше, а когда заходит разговор о взаимопомощи пренебрежительно отвечают: «А что там у тебя? Местечковый фестиваль еды? Нет, это нам не интересно. Не наш формат».

Как определиться, кто есть кто? Панацеи нет. Но специалист из Витебска советует:

– Если вы чувствуете, что вам неприятно общение, если вы понимаете, что вас хотят использовать в любых целях – уходите сразу, не затягивайте, не бойтесь, что вам не справиться, что больше нет опытных игроков, которые могли бы вам помочь. Всегда найдутся другие люди готовые поддержать ваш проект, особенно если он честный, если вы честны.

При этом именно акторы третьего типа, как предостерегает Оксана, часто являются инициаторами негативных слухов. Люди, которые отказали, хотели тебя использовать или поступили нечестно по отношению к тебе – главные распространители такой информации.

4.       Не бойтесь форс-мажорных обстоятельств. Ищите решение

Организатор форума в Витебске вправе давать такой совет. Ведь буквально за пару дней до мероприятия ей пришлось переделывать все пространство. Вместо короткой майской грозы, которую прогнозировали синоптики,  50 часов дождь лил как из ведра.

Но, как говорит сама Оксана, переносить фестиваль мысли не было, так как уже было потрачено очень много ресурсов на установку оборудования, приезд экспертов из-за рубежа, согласование с местными органами власти, рекламную кампанию.

– Когда мы поняли, что дождь неизбежен, договорились с Областным центром маркетинга о предоставлении на форум четырех шатров 6х12 метров, которые в итоге спасли программу, – рассказывает Оксана Кузина.

Волонтеры 11 часов работали под дождем, устанавливая шатры, но никто не ушел. Все, что было запланировано, состоялось. Отказались от участия только артисты, выступающие в жанре огненного шоу.

В одном шатре была выставка дизайн-проектов «Экодизайн» и фотосушка «Один день из жизни Витебска», во втором – образовательная программ «Креативный город» и маркет «Другая Еда», третий шатер – для духового оркестра на открытие и рок-концерт, а в четвертом разместилась выставка цветов «Цветочная поляна». Сорок мужественных флористов и дизайнеров отработали пять часов в дождевиках.

Установка арт-объекта в проливной дождь. Фото: Зялёны партал

– Эксперты по лэнд-арту — команда floristicplanet.by с улыбкой рассказали, что в Литве и Латвии на подобного рода мероприятиях всегда идет дождь. Опытные флористы приезжают в резиновых сапогах и дождевиках. А лектор из Санкт-Петербурга Андрей Костюченко, сказал, что если бы в Питере боялись дождя, то ничего бы не проводили, – говорит Оксана Кузина.

5.       «Все так, как будто продаешь чипсы»

Многие думали, что проект «Прастора» реализуется за счет европейской технической помощи, а он был волонтерским от начала до конца.

Гражданское общество в Беларуси остается в шатком положении

Средства для проведения форума привлекались из трех источников: спонсорская помощь, добровольные пожертвования через краудфандинговые платформы, помощь волонтеров. По мнению организатора, очень важно установить взаимодействие между некоммерческими организациями, городской администрацией и местным бизнесом.

– Ко многим витебским бизнесменам впервые за помощью обратился некоммерческий проект, который не был связан с поддержкой нуждающихся, а был направлен в сектор креативной экономики, – рассказывает Оксана Кузина. – И это хороший опыт для города.

В целом же поиск ресурсов для мероприятия – классическое мастерство менеджера по продажам со всеми сопутствующими технологиями. Здесь нужно задействовать все методы и навыки коммуникации – от  звонков, рассылок коммерческих предложений, презентаций, списка публикаций до личных встреч с умением вести переговоры и торговаться.

– Все так, как будто ты продаешь чипсы, – сравнивает Оксана Кузина. – Но при этом главное  — ресурсы, а не деньги.

В подтверждение этого тезиса Оксана рассказывает, что для проведения форума ей нужно было срочно раздобыть три кабеля по 100 метров, чтобы протянуть электричество в парк от ближайших электрощитов. Таких кабелей в городе не было. В энергонадзоре Оксану отговаривали, утверждая, что электрифицировать площадку не удастся, даже если она найдет эти кабели.

– В итоге я задействовала так называемый социальный капитал и нашла три кабеля по 100 метров, которые мне предоставили безвозмездно под идею проекта, – рассказывает о выходе из форс-мажорной ситуации культуролог. – И мы вопреки здравому смыслу провели в парк электричество в тяжелых физических и погодных условиях. И помог все сделать инженер-волонтер из Украины.

К слову о волонтерах, при организации мероприятий специалист советует не расценивать их помощь как бесплатную рабочую силу, а помнить о системе поощрений, пусть даже не финансовых.

Команда урбанистического форума «Прастора». Фото: Роман Ершов

Очень многое впервые

В рамках урбанистического форума «Прастора» прошел первый пленэр в стиле городского лэнд-арта в Витебске, а значит, был создан претендент, который показывает, что в этом городе могут проходить мероприятия такого формата, а город подтверждает звание белорусской столицей авангарда. К слову, 13 работ остались в парке в открытом доступе.

— И это тоже уникально, поскольку помогает формировать мировоззрение ответственного горожанина, — убеждена Оксана Кузина.

Кроме того, все участники форума от лекторов и экспертов до флористов и дизайнеров встретились здесь впервые и теперь продолжают общаться.

– Я считаю это очень важным достижением, потому что часто неформальные мероприятия представляют собой «атмосферные междусобойчики», которые посещаются одними и теми же людьми, кочующими с популярных курсов языка и культурного менеджмента на арт-выставки и бесплатные кинопоказы, – резюмирует директор Центра урбанистических проектов и инициатив «Прастора» Оксана Кузина.

Всего на подготовку форума ушло девять месяцев. По задумке такие форумы будут теперь проходить в Витебске ежегодно. Темой этого года была «Зеленый квартал», тема следующего – «Креативный город».

Подножка НГО: как государство мешает благотворительности

  • Оцени идею:   
  • Проголосовало "ЗА": 16
  • "ПРОТИВ" : 0