Финансовый муравейник: что представляет собой финтех-индустрия

Проникновение новых цифровых бизнес-моделей в финансовом секторе даже в США составляет менее 1%. Как работает финтех-индустрия и куда идут деньги инвесторов?

Финансовые технологии, или сокращенно финтех, — емкий термин для обозначения компаний, привносящих современные технологии в финансовый мир. По разным оценкам, в мире уже около 10 000 финтех-стартапов, и их количество постоянно растет. С 2010 по 2015 год объем венчурных инвестиций в финтех вырос в 10 раз, почти до 20 млрд  долларов в год, а стартапов в этой сфере, оценка которой перевалила за миллиард долларов, уже несколько десятков. Но несмотря на все это, проникновение новых цифровых бизнес-моделей в финансовом секторе даже в США составляет менее 1%. Так что же представляет собой финтех-индустрия и куда идут деньги инвесторов?

1. Платежи и переводы

Этот сегмент объединяет кошельки, сервисы перевода денег, шлюзы приема онлайн-платежей и пр. На него приходится до трети всех инвестиций в финтех, и крупнейшие национальные финтех-компании созданы именно в сфере платежей (Россия с Qiwi не исключение). При этом маржа в этом сегменте редко больше 2–3%, и заработать можно лишь на большом масштабе. Именно поэтому основные платежные компании PayPal и Ant Financial («финансовый муравей», бренд Alipay), проводящие транзакций почти на 0 млрд в месяц, выросли благодаря тесным отношениям с крупнейшими в мире торговыми площадками eBay и Alibaba.

Другой быстрорастущей подкатегорией этого сегмента являются денежные переводы. Инвесторов привлекает масштаб этого рынка (более 0 млрд в год) и наличие на нем огромных неэффективностей (например, стоимость международных переводов в некоторых случаях достигает 10% и более).

2. Кредитование

Это, пожалуй, самый понятный для пользователей сегмент рынка, где сосредоточено почти 60% прибыли современных банков и куда идет половина венчурных финтех-инвестиций. Его активное развитие началось после кризиса 2008 года, когда из-за регуляторных изменений банкам стало менее выгодно кредитовать определенные группы заемщиков. Первыми большими историями в этом сегменте стали компании, не конкурирующие с банками напрямую, а скорее идущие за неохваченными ими клиентами (в мире порядка 2 млрд человек не имеют доступа к банковским услугам). Один из наиболее ярких примеров — микрофинансовая организация Wonga в Великобритании, фокусирующаяся на высокодоходных кредитах до зарплаты. Уже в 2012 году она показывала более 100 млн долларов чистой прибыли — и это на рынке финтеха, где до сих пор доминируют стартапы, редко работающие хотя бы в ноль. Большое развитие получило и кредитование малых предприятий, в котором сами банки видят слишком много рисков.

Отдельного упоминания заслуживают стартапы, работающие по модели peer-to-peer (P2P) кредитования, когда сервис предоставляет платформу по связи заемщиков с кредиторами, в роли которых могут выступать розничные инвесторы. Успешно применяется данная модель и для кредитования предприятий. Крупнейший игрок в этой области, британская площадка Funding Circle, обещает инвесторам, вкладывающим через нее, более 7% чистой ежегодной доходности, тогда как ставка по депозитам в Европе редко превышает 2%.

В P2P-сегменте произошел и самый крупный скандал в истории финтеха — падение пирамиды Ezubao, действовавшей в Китае. Компания подделывала 95% заявок на кредиты, на вложениях в которые почти миллион китайских инвесторов потеряли ,6 млрд. Бум P2P-кредитования в Китае вообще является уникальным явлением в мире: в стране работает почти 4000 P2P-площадок.

3. Управление активами и инвестиции

Существующие механизмы управления активами и доступные способы вложения средств зачастую заточены под узкий круг клиентов: это или профессиональные инвесторы, или люди с большим состоянием, обслуживанием которых занимаются профессиональные финансовые консультанты. Но с развитием технологий становится возможной автоматизация и удешевление многих процессов, чем зачастую и занимаются компании данного сегмента. Один из примеров — робо-адвайзинг, когда подбором портфеля занимаются алгоритмы, которые предлагают клиенту структуру инвестиций, соответствующую его инвестиционным предпочтениям и профилю риска, снижая таким образом ежегодные затраты на обслуживание с принятых в индустрии 1–2% до 0,3–0,5%. И именно снижение затрат, удобство использования продукта и демократизация доступа — основа предложения финтех-стартапов.

К данному сегменту можно также отнести многочисленные краудсорсинговые площадки. И если к инвестированию в предзаказы проектов на площадках вроде Indiegogo или Kickstarter (краудфандинг) многие уже привыкли, то инвестирование в акции частных компаний таким же способом (краудинвестинг) только набирает обороты.

4. Цифровой банк и персональные финансы

В мире финтеха расчетный счет клиента считается чем-то вроде святого Грааля, ведь зачастую именно он является для пользователя лицом организации, с которой он взаимодействует. Правда, сам по себе текущий счет монетизируется не очень хорошо и имеет смысл только в привязке к другим продуктам, включая те же платежи, кредиты и инвестиции. Именно таким образом функционирует большая часть современных банков, и здесь же появляется все больше так называемых необанков — цифровых банков нового поколения. Но если первые попытки создания цифрового банка были сосредоточены вокруг предоставления удобного сервиса на базе существующей банковской инфраструктуры (например, Рокетбанк в России), то новые стартапы создают инфраструктуру с нуля. Гибкость регуляторов в отношении цифровых банковских моделей также помогает стартапам создавать полноценные банки. Так в Великобритании после изменения банковского законодательства в 2014–2015 годах уже пять новых банков получили лицензии, а Лондон за это время стал де-факто мировой финтех-столицей.

Другой важной категорией данного сегмента являются стартапы, управляющие персональными финансами. Например, американская Credit Karma позволяет пользователям получить бесплатный доступ к своему кредитному рейтингу и кредитной истории (за что раньше пользователям приходилось платить до 100 долларов), а также ведет учет всех финансовых продуктов, используемых клиентом.

5. Страхование

Индустрия страхования, которая оценивается почти в 5 трлн долларов, до сих пор оставалась одной из самых нетехнологичных. В первую очередь это связано с повышенными требованиями, предъявляемыми регуляторами, и инертностью существующих игроков (например, средний возраст крупной страховой компании в США составляет почти 100 лет). До сих пор основные инновации в сфере страхования происходили в сегменте дистрибуции. Что неудивительно, учитывая, что большинство страховых компаний все еще распространяет свои продукты, полагаясь на огромные офлайновые агентские сети, которые забирают себе до 20% в виде комиссий.

В последнее время стало трендом создание цифрового страховщика с нуля. Правда, обходятся такие проекты недешево. Например, американский стартап Bright Health, официальный запуск которого намечен только на 2017 год, уже привлек более 80 млн долларов на создание страховой компании нового поколения.

6. Инфраструктура и разные вспомогательные сервисы

В этой категории в основном сосредоточены B2B-стартапы, предлагающие свои технологии или другим финтех-игрокам, или чаще банкам и страховым компаниям. Это как точечные решения, связанные с обеспечением безопасности, работой с большими данными, механизмами скоринга заемщиков, так и полноценные платформы, например по организации P2P-кредитования или мобильных платежей.

Как видно, финтех включает в себя большое количество разнообразных бизнес-моделей и подходов. Часть из них, как платежи, уже находится на довольно продвинутом уровне, другие же только зарождаются. При этом финансовые организации, несмотря на свою неповоротливость, уже начали активно смотреть на финтех, понимая, что новые технологии в совокупности с их наработанной клиентской базой, возможностями по привлечению дешевых заимствований и проработанной регуляторной базой могут заложить основы цифрового финансового учреждения нового поколения. В эту же сторону смотрят и телеком-операторы, давно превратившиеся в «трубу» по передаче данных и мечтающие научиться зарабатывать на клиентских сервисах. И конечно же, сюда активно идут такие компании, как Google, Facebook и Apple.

До сих пор финтех-стартапы могли относительно легко находить себе нишу. Но чем крупнее они становятся, тем больше у них появляется пересечений с традиционными финансовыми компаниями.

И в этих условиях более тесная интеграция финтех-стартапов с крупными офлайн-игроками лишь вопрос времени. Времени, которое наступает уже сейчас и которое многие называют новым этапом развития индустрии — финтех 2.0.

  • Оцени статью: