Почему в Беларуси общественных организаций в 20 раз меньше, чем в Чехии?

На 9-миллионное население Беларуси сегодня приходится всего 2,6 тысячи общественных организаций. Чтобы разобраться, в чем причина такого низкого показателя, «Ежедневник» обратился с вопросом к директору Центра правовой трансформации Ольге Смолянко.

По последним данным, в Беларуси 2665 общественных объединений. Как утверждают эксперты, это крайне низкий показатель. Как пример, в Чехии, население которой чуть больше 10 млн, их в 20 раз больше.

Кроме того, статистика количества таких организаций в Беларуси последние 12 лет почти не меняется. Так, по состоянию на 1 января 2004 года в республике было зарегистрировано 2214 общественных объединений.

Что также интересно, большинство белорусских некоммерческих организаций сегодня имеют физкультурно-спортивный характер деятельности (714). При этом организаций другой направленности, наоборот, мало. Например, благотворительных – всего 397, молодежных – 308, просветительских, культурно-досуговых, воспитательных – 231, граждан, относящих себя к национальным меньшинствам – 112, инвалидов войны и труда, ветеранов – 89, научно-технических – 85, защиты окружающей среды, памятников истории, культуры – 79, творческих – 50, женских – 30. Что касаемо организаций, которые работают в сферах демократизации, прав человека, в такой форме, как общественное объединение, их практически в стране нет.

Выборочный подход

На взгляд директора Центра правовой трансформации Ольги Смолянко, основная причина малого количества общественных организаций в Беларуси кроется в весьма сложном порядке их регистрации.

Например, для того, чтобы создать в Беларуси местное общественное объединение, необходимо наличие не менее 10 учредителей в двух и более административно-территориальных единицах, на которые будет распространять деятельность эта неправительственная организация. Для республиканского требуется 50 учредителей, которые проживают как минимум в четырех областях Беларуси и Минске.

По мнению Ольги Смолянко, наличие 50 учредителей – очень высокое требование. Например, в той же Чехии для создания объединения требуется всего лишь три учредителя.

Также в качестве юридического адреса общественного объединения в Беларуси может использоваться только административное помещение, но ни в коем случае не место жительства учредителя – и эта еще одна трудность, с которой сталкиваются такие организации.

Поскольку, по словам Ольги Смолянко, регистрация юридического адреса в административном здании часто обходится неоправданно дорого, а зачастую оно объединению и вовсе не нужно.

«Замечу, в большинстве случаев, общественным объединениям, особенно в небольших городках такой юридический адрес найти просто невозможно, – продолжила эксперт. – Кроме того, оформление документов, подтверждающих наличие юридического адреса, является одной из основных причин для отказа в регистрации».

Проблема произвольных отказов в регистрации некоммерческих организаций по-прежнему является актуальной для Беларуси.

«Чиновники регистрирующего органа сегодня вправе выборочно решать, регистрировать данное общественное объединение или нет», – отметила Ольга Смолянко. Так, формулировки норм о возможных основаниях для отказа очень размыты и позволяют отказать в регистрации любому общественному объединению, как бы тщательно ни готовились документы.

«При этом для коммерческих организаций установлен заявительный принцип регистрации, когда документы просто представляются в регистрирующий орган и существует очень конкретный небольшой перечень оснований, когда регистрация не может быть осуществлена, – рассказала эксперт. – Международные стандарты в свою очередь предусматривают необходимость наличия законодательства, которое не ущемляет некоммерческие организации по сравнению с коммерческими».

Уголовная ответственность

Примечательно, что, несмотря на запрет деятельности незарегистрированных общественных объединений, в Беларуси существует еще много подобных инициатив.

К слову, Беларусь – одна из немногих стран, где существует уголовная ответственность за членство в незарегистрированном общественном объединении или руководство им. Правда, как отметила Ольга Смолянко, статья 193.1УК не применяется с 2010 года, хотя в тоже время каждый год по ней выносится ряд предупреждений.

Учитывая все затруднения для получения зарегистрированного статуса юридического лица, многие организации регистрируются белорусами за рубежом, чтобы работать там в интересах страны. Они есть в Литве, Польше, Украине, Швеции, Великобритании и ряде других стран.

Теневые игроки

Как известно, в европейских странах общественные организации совместно с государством достаточно эффективно решают целый ряд насущных социальных вопросов. В Беларуси же если мы и знаем о существовании общественных объединений, то в целом не видим их роли в своей жизни. Почему так происходит?

По мнению Ольги Смолянко, и в Беларуси неправительственные организации помогают решать многие проблемы, в том числе в социальной, образовательной, правозащитной сферах. По ее словам, часто люди просто не задумываются о роли некоммерческих организаций. Эксперт привела последний яркий пример, когда всем миром строили Белорусский детский хоспис.

Ольга Смолянко в числе основных причин «невидимости» некоммерческих организаций в Беларуси назвала сложные условия деятельности, особенно финансовые.

«Надо еще понимать, что часто некоммерческие организации остаются просто теневыми игроками. Например, когда проекты реализуются совместно государственными органами и некоммерческими организациями, то часто «ведущая роль» достается именно государственным органам», – подытожила эксперт.

Хотим – дадим, хотим – не дадим

Заинтересовано ли белорусское государство в поддержке общественных объединений?

Как оказалось, раньше для всех общественных объединений был предусмотрен льготный коэффициент по уплате арендной платы. Он составлял 0, 1 % к базовой ставке арендной платы. Но сейчас эта норма изменилась, сейчас на льготу по аренде могут претендовать только те общественные объединения, которые внесены в перечень, утвержденный Советом министров. В перечне на данный момент около 200 объединений и фондов.

Как сказала Ольга Смолянко, здесь мы опять имеем дело с выборочным подходом, причем в данном случае вообще без каких-либо критериев: хотим – дадим, хотим – не дадим. Это косвенная государственная поддержка.

Если говорить о прямой государственная поддержке, она оказывается вообще очень незначительному числу общественных объединений, чаще всего тем же спортивным.  «Один из конкретных примеров такой поддержки – БРСМ, – разъяснила эксперт. – У нас есть Указ президента от 17 декабря 2012 г. №559 «О некоторых вопросах государственной поддержки общественного объединения «Белорусский республиканский союз молодежи». Указ, в частности, устанавливает, что текущее содержание территориальных комитетов ОО «БРСМ» осуществлять за счет средств соответствующих местных бюджетов, а также предусматривает финансирование расходов ОО «БРСМ» на 2013-2017 годы, однако сами статьи расходов в указе не приводятся, на них наложен гриф «для служебного пользования».

По словам директора Центра правовой трансформации, основная проблема одна и та же – индивидуальный подход к предоставлению господдержки. И для того, чтобы данный подход изменился, прежде всего необходима политическая воля государства, оно должно перестать видеть в общественных объединениях врагов и, наконец, признать, что общественные объединения приносят и способны реально приносить пользу. После этого необходимо разработать законодательство о взаимодействии НКО и государства, в том числе в вопросах финансирования, подвела итог Ольга Смолянко.

  • Оцени статью:
  • Проголосовало: 2
  • Балл: 5