Три рецепта выхода из кризиса

Трудности, с которыми сегодня сталкиваются госпредприятия, возникли вовсе не из-за внешних сил. Всему виной крайне неэффективный менеджмент как на уровне руководства предприятий, так и на уровне отраслевых министерств.

Пока государство могло оказывать финансовую поддержку и покрывать убытки госпредприятий, а рынок сбыта в РФ рос, флагманы отечественной промышленности были на плаву. Как только просел российский рынок, а государство лишилось возможности оказывать поддержку в прежних объемах, годами накапливавшиеся проблемы вылезли наружу.

Пойдут ли белорусские власти на шоковую терапию?

Цифры красноречивы. По данным Минфина, в 2015 году фактически каждое третье ОАО (за исключением банков и страховых компаний) было убыточным, при этом работники прибыльных ОАО приносили своим предприятиям меньше прибыли, чем работники убыточных — убытка. Если на каждого среднестатистического работника убыточного предприятия пришлось 66,2 млн руб. убытка, то на работника прибыльной компании — 63,4 млн руб. прибыли.

Рецепты выхода из сложившейся ситуации обсуждались не раз. Среди них следует выделить три первоочередные меры.

Во-первых, необходимо разделить функции регулятора отрасли и собственника госпредприятия. Пожалуй, одним из самых ярких примеров в данном случае будет Минпром с подведомственным ему ОАО «Горизонт». Сколько ни вкладывало денег в модернизацию министерство, как ни старалось оно защитить внутренний рынок от импорта, а результат оказался плачевным: производство телевизоров в стране сократилось с 446 тыс. штук в 2010 году до 22 тыс. в 2015-м. Падение в 20 раз! Зачищая местный рынок от конкурентов, чиновники искусственно создали государственную монополию, и она проиграла в конкурентной борьбе на мировом рынке, поскольку не имела стимулов для развития.

Во-вторых, необходимо на практике разделить функции заказчика и исполнителя в рамках реализации госпрограмм. Да, формально заказчиком по госпрограмме чаще всего выступает министерство либо орган местной власти, а исполнителем — госпредприятие. Директора этого предприятия назначает руководство госоргана, как следствие, тот полностью зависит от утвердивших его кандидатуру чиновников.

Наконец, необходимо установить четкие и прозрачные правила оказания поддержки госпредприятиям. Государство использует целый набор инструментов: прямую господдержку из бюджета, директивное кредитование, негласное правило в рамках процедур госзакупок отдавать предпочтение госкомпаниям, директивное распределение неликвидного товара. Это стимулирует руководство госпредприятий решать вопросы по звонку, но никак не путем развития производства и повышения конкурентоспособности на рынке.

Пожалуй, это минимальный набор первоочередных мер для оздоровления госпредприятий.

Какие «локомотивы экономики» могли бы вытащить белорусов из кризиса Кто даст денег на спасение белоруской экономики?

  • Оцени статью:
  • Проголосовало: 1
  • Балл: 5