Когда в подмастерья будут брать по конкурсу

Чего не хватает белорусскому профессиональному образованию, чтобы стать популярным и поспевать за рынком труда?

Училища вынуждены брать молодых людей с самыми низкими баллами аттестатов

В Беларуси сегодня на 1000 человек, занятых в экономике, приходится 75 квалифицированных рабочих (в 2010 г. было 88) и 92 специалиста со средним специальным образованием (в 2010 г. – 97).

Среди свободных рабочих мест, заявленных в органы по труду, занятости и социальной защите, доминируют вакансии для рабочих (60,3% – по данным за три квартала 2015 г.), отмечает виздании «Еўрабюлетэнь» Елена Ванкевич.

В городах, по оценке эксперта, наибольшим спросом пользуются такие рабочие профессии, как водитель, каменщик, маляр, облицовщик-плиточник, плотник, слесарь, штукатур, повар, продавец, швея, уборщик помещений. В сельской местности больше нужны животноводы, полеводы, операторы машинного доения, трактористы.

В то же время система профессионального образования в Беларуси все менее популярна у молодежи. Каждый год белорусские средние профессиональные учебные заведения ощущают нехватку абитуриентов. Чтобы выполнить планы по набору на первый год обучения, училища и колледжи вынуждены брать даже молодых людей с самыми низкими баллами аттестатов.

Но все равно количество обучающихся сокращается: со 106 тысяч человек в 2010 году до 72,2 тысяч в текущем учебном году. Наибольшее сокращение произошло по таким профилям, как «Техника и технологии», «Архитектура и строительство», «Сельское и лесное хозяйство. Садово-парковое строительство».

Выпуск специалистов из учреждений среднего специального образования за последние пять лет также cократился: с 45,3 тысяч человек в 2010 году до 38,9 тысяч в 2015.

Тем временем государство тратит огромные средства на подготовку специалистов высшего звена. Но многие из вчерашних выпускников вузов вынуждены переучиваться на рабочие специальности, чтобы найти хоть какую-то работу.

Когда работа слесаря будет в моде?

Рабочие профессии также могут стать возможностью для карьерного роста молодежи, отмечает старший специалист по системам квалификации Европейского фонда образования (ЕФО) Арьен Дей. Но пока не будет доверия к тому, что профессиональное образование обеспечивает хорошие перспективы для будущей работы и достойного уровня жизни, интерес к нему не возрастет.

— В наше время образовательной системе нужно успевать за рынком труда, адаптироваться ко всем его изменениям, включая исследования и изучение новых технологий, – говорит европейский эксперт. — Молодежь получает много информации из неформальных источников, а формальное образование постепенно теряет свою фундаментальную роль. Большинство специалистов используют около 30% навыков и знаний, которые получили во время обучения, остальные 70% осваивались после.

Диплом об образовании больше не так актуален, считает Арьен Дей, он не дает полного представления о качестве выпускника как специалиста в конкретной профессиональной области.

– Если раньше квалификации были больше связаны с профессией, то теперь в мировой практике – это элемент подтверждения умений, которые определены в профессиональных стандартах, — поясняет эксперт. —  Происходит переход к гибкой системе, где квалификация не базируется только на определении места работы, но становится своего рода паспортом для возможности трудоустроиться в разные места.

Беларуси, по мнению Арьен Дей, предстоит сблизить образовательные стандарты с требованиями рынка труда, допустить представителей бизнеса, как государственного, так и частного, к совершенствованию образовательной сферы, ориентироваться не на интересы и отчеты образовательной сферы, а на развитие тех компетенций, в которых нуждаются компании в разных сферах.

— Лучше всего знают, что должен уметь работник, именно работодатели, а не научно-исследовательские институты или учебные заведения. Поэтому профессиональные стандарты, разработанные без участия бизнеса, не будут иметь никакого смысла, — отмечает представитель Европейского фонда образования.

Пока же белорусские работодатели не довольны уровнем подготовки кадров. Они утверждают, что вынуждены доучивать выпускников учебных заведений.

В то же время, по оценке европейских экспертов, в сравнении со странами бывшего СССР белорусская система профессиональной подготовки выглядит неплохо и требует лишь модернизации, направленной на улучшение взаимодействия системы образования и рынка труда. 

Недавно в Беларуси стартовал проект Европейского союза стоимостью 11,5 миллионов евро по поддержке занятости молодежи и развития профессионального образования.

В рамках проекта планируется ознакомить белорусских коллег с современными методиками для анализа рынка труда, а также разработать 20 новых профессиональных стандартов и 20 новых квалификаций, основанных на компетенциях, создать два ресурсных центра профессионального мастерства, где будут проходить курсы повышения квалификации.

Беларусь может воспользоваться опытом Казахстана

В 2013 году в Казахстане утвердили Национальную рамку квалификаций, позже разработали около 50 профессиональных стандартов.

За три года рынок труда и рынок образовательных услуг заметно сблизились, считает менеджер по образовательным проектам и работе с членами Казахстанской туристической ассоциации Клара Мамутова. Теперь работодатели могут влиять на подготовку профессиональных кадров и чувствуют ответственность за то, какие работники придут в сферу в ближайшие годы

– В Казахстане активно внедряется дуальная система подготовки кадров: учащиеся проводят два-три дня в неделю в учебном заведении и пару дней – на предприятии, – рассказывает Клара Мамутова.

На законодательном уровне пока не закреплены привилегии для предприятий, которые участвуют в этом процессе.

– Но мы стараемся максимально вовлечь предприятия в процесс подготовки кадров. Когда студенты могут пообщаться с будущим работодателем, узнать, что он требует от специалистов, они смогут лучше подготовиться к работе, – считает эксперт.

Большинство учебных заведений Казахстана работает по госстандартам. Но учитывать пожелания работодателей становится все более популярным, включая дисциплины или делая акцент на том, что прямо или косвенно интересует работодателей.

Именно ориентированность на рынок труда и максимальное вовлечение студентов в практическую работу дает им больше шансов трудоустроиться, а также показывает, что среднее профессиональное образование открывает хорошие возможности, порой не худшие, чем высшее, считает Клара Мамутова.

– Наши колледжи не испытывали нехватки в наборе абитуриентов. Но все же многие молодые люди стремятся получить высшее образование. Поэтому наша политика активно направлена на подготовку специалистов среднего звена: выделяются гранты на обучение, планируется расширение бесплатного обучения в системе профессионально-технического образования, — поясняет эксперт.

В Казахстане также действует Национальный совет по подготовке профессионально-технических кадров, который запустил пилотные разработки независимых центров присвоения квалификации в некоторых сферах экономики. Эти центры оценивают профессиональные навыки – в основном выпускников колледжей – и присваивают квалификации. Сначала учащийся сдает госэкзамены в колледже, затем проходит экзамен по независимой сертификации. Первая его часть касается теории, вторая – проходит на предприятии с участием работодателя, который оценивает выполнение ситуационной практической задачи.

Долго и дорого?

Опыт Казахстана показывает, что для внедрения системы на практике может уйти до десяти лет.

— Для изменений нужна политическая воля и финансовые ресурсы. Ведь разработка одного стандарта стоит 5-10 тысяч евро, — отмечает координатор Европейского фонда образования в Грузии и Беларуси Тимо Куусела.

В то же время Арьен Дей считает: если прямо сегодня критически посмотреть на существующие требования к квалификациям, насколько они соответствуют запросам на рынке труда, дают ли результаты, и начать открыто, совместно с представителями рынка труда менять требования к ним, то уже спустя несколько лет можно будет увидеть плоды этих изменений.

Послушное поколение: почему государство плодит низкопробных специалистов? Государство не может дать работу молодым специалистам, но от распределения не отказывается

  • Оцени статью:
  • Проголосовало: 4
  • Балл: 5