Лукашенко и картошка: какой видят Беларусь соседи?

И как использовать их мнение для повышения конкурентоспособности страны?

Потенциал «мягкой силы» — позитивного образа Беларуси, с помощью которого через различные инструменты государства могут влиять на другие страны, изучили эксперты Белорусского института стратегических исследований  (BISS).

Фото: БЕЛТА

Мы смотрим на Восток, а не на Запад?

По мнению авторов исследования «Мягкая сила» Беларуси в регионе: оценка потенциала», Беларусь имеет достаточно привлекательный образ в соседних странах.

В 2015 году 84% россиян считали Беларусь дружественной страной, отмечается в отчете Центра интеграционных исследований Евразийского банка развития. Среди украинцев таковой нашу страну называли 37% респондентов.

«У 23,1% россиян Беларусь ассоциировалась с ее президентом, Александром Лукашенко, у 13,5% – с картошкой. Еще 12,1% ответили, что Беларусь – это Минск, 8,9% – братья, у 5,6% респондентов Беларусь ассоциировалась с продукцией МАЗ, БЕЛАЗ и тракторами», —отмечается в исследовании.

Привлекательность брендов и продукции страны является важной составляющей «мягкой силы».

Когда европейцы станут уважать белорусский бренд?

– В России большой популярностью пользуются белорусские товары. 19% россиян готовы выбирать наши бренды. Это такой же показатель, как и у Японии. Больше доверяют только товарам из Германии (30%), — говорит соавтор исследования, старший аналитик BISS  Денис Мельянцов. — Опросы показывают, что российское население готово поддерживать белорусов в военном плане и принимать такую же помощь.

В Украине меньше людей, которые позитивно относятся к Беларуси. Это связано прежде всего с украинским кризисом и войной, считает политолог. До войны половина населения симпатизировала Беларуси. В 2014 году случился резкий провал. Но позже рейтинг снова поднялся. При этом белорусским товарам украинцы предпочитают продукцию из Германии, Великобритании и других стран ЕС. Не особо интересна южным соседям Беларусь и как туристическое направление.

Для 28% польских участников опроса Беларусь – дружественное государство, 32% относятся к белорусам безразлично и 29% – отрицательно.

На протяжении многих лет до 2012 года в Польше доминировало отрицательное отношение к белорусам. Позже оно выровнялось: симпатизирующих было примерно столько же, сколько выражавших антипатию. Примечательно, что отношение к белорусам и русским четко завязаны: если понижаются симпатии к одной стране, то и к другой следом.

По мнению Дениса Мельянцова, это указывает на то, что население Польши не особо дифференцирует белорусов и русских, видимо, связывая политическую и экономическую интеграцию стран с общим отношением к белорусам как к народу.

Не очень хорошо относятся к Беларуси в Литве и Латвии. Исследование компании RAIT 2012 года показывает, что 10% литовцев считали Беларусь дружественной, 33% – скорее дружественной, 8% – враждебной, 43% – скорее враждебной. В другом исследовании 2014 года только 6,5% литовцев были настроены дружественно по отношению к Беларуси.

– Видимо, такое отношение связано со строительством атомной электростанции. С одной стороны, в Латвии симпатии к белорусами тоже выражают не многие, но большой процент опрошенных утверждают, что хотели бы больше узнать про Беларусь, – отмечает Денис Мельянцов.

Дружественной страной Беларусь назвали 16% латышей. При этом 5,9% населения страны считает, что недостаточно знает о Беларуси. Около 36% латышей интересуются Беларусью: 13,1% интересуют исторические места, 12,4% –  архитектура и памятники, 12,4% – национальная кухня, 11,6%, – природа 8% – музыка.

Беларусь в мировых рейтингах

Эксперты проанализировали конкурентоспособность Беларуси по 440 параметрам в различных мировых рейтингах.

– По многим параметрам Беларусь сильно уступает странам в регионе. Это касается макроэкономических показателей, использования возобновляемых источников энергии. Но есть позиции, которые могут позволить воспринимать Беларусь как восточноевропейскую Швейцарию, — считает соавтор исследования магистр социологии, аналитик BISS Елена Артёменко. — Например, мы занимаем третье место по экспорту сливочного масла. Экологическая составляющая — рост территории, покрытой лесом, невысокий процент выбросов СО2 – может быть важной позицией в формировании образа страны в регионе.

Хотя для этого предстоит решить вопрос с развитием возобновляемых источников энергии – по этому показателю Беларусь  стоит на последнем месте: в общем производстве энергии – это только 0,55%, тогда как у лидера рейтинга Латвии доля составляет 66,63%.

Важным для имиджа страны исследователи называют то, что в рейтинге удобства ведения бизнеса Doing Business с 2012 года Беларусь поднялась с 58-й на 44-ю позицию.

Беларусь занимает второе место после Польши по степени обеспеченности сельского населения улучшенными условиями жизни, имеет более высокое по сравнению с соседями качество образования, низкую детскую смертность.

Позиция Беларуси в межстрановых индексах может выступать потенциальным ресурсом «мягкой силы» через формирование привлекательного образа, считают авторы исследования.

Belarus  – это только трактор и спорт?

Запросы россиян в онлайн-поисковиках касаются поездок на территорию страну, погоды, виз, очередей на границах. Пики запросов практически всегда связаны со спортивными состязаниями.  Например, россияне активно искали в интернете название нашей страны в связи с чемпионатом мира по хоккею, в 2014 году в Минске, и в 2015 – в Чехии.

В Украине пики запросов связаны с евроквалификацией и матчами Беларуси и Украины в Борисове и во Львове.  Аккумулируют интерес спортивные события.

В Польше формулировка «Belarus» используется только как модель трактора. Поляки отличают спортивным интересом от украинцев и русских: всплеск запросов связан с гандбольным и волейбольным матчами.

Интерес литовцев в поисковых запросах невысок, нет заметных пиков, «Belarus» чаще всего фигурирует в запросах как трактор.

Поляки пишут о Беларуси больше украинцев

Проанализировав 715 статей за год в смых массовых общественно-политических СМИ соседних стран, авторы исследования пришли к выводу, что журналистский интерес отличается от обывательского.

Больше всего интересуются Беларусью польские редакции, они же серьезнее относятся к теме Беларуси.  То, что интересует журналистов, отличается от того, что интересует население стран. В первую очередь, в СМИ рассматриваются международные отношения в целом. Также поляки много пишут про внутреннюю политику Беларуси.

Часто пресса пишет о нашей стране как о субъекте международной торговли. Российская пресса говорит о Беларуси в темах, связанных с международной торговлей, международными отношениями в целом, вопросами экономики.

Как «пиарить» Беларусь?

В России и Украине привлекательный образ уже используется для продвижения белорусской продукции.

В последние годы серьезно расширился торговый экспорт белорусских нефтепродуктов в Украину, используя переговорную площадку и тот факт, что Беларусь стала страной, которая поддерживает Украину.

В Российской Федерации позитивный образ нашей станы работает достаточно давно.

– И все же пока мы используем свое положение исключительно в торгово-экономических отношениях. Что касается туризма, то бытует мнение, что Беларусь является привлекательным направлением для российских туристов. Но наши исследования показывают, что россияне предпочитают ездить в Западную Европу и в Турцию, по крайней мере, так было до конфликтных событий с этой страной, – подытоживает Денис Мельянцов. По его словам, общий позитивный образ Беларуси как стабильной страны с хорошей инфраструктурой как раз можно использовать для улучшения ее привлекательности как туристического направления.

Почему узбеки чувствуют себя счастливее белорусов? Почему инвесторы выберут Беларусь?

  • Оцени статью:
  • Проголосовало: 8
  • Балл: 4.4