«У нас на кафедре полная солянка»

Центр европейских исследований провел в Минске исследование «Проблемы модернизации высшего образования в Беларуси: социальные и гуманитарные науки».

В фокус попали вопросы академической мобильности, коммуникации между преподавателями и студентами, формирования учебных планов и программ. Была затронута тема гендера, а также престижность гуманитарного знания.

Преподаватели, студенты и выпускники 11 гуманитарных и технических ВУЗов, расположенных в Минске, рассказали о своем отношении к разным аспектам преподавания в разрезе личного опыта. В пяти фокус-группах мнениями поделились 49 человек (18 из них – преподаватели).

Во время презентации исследования

Авторы исследования – историк Алексей Браточкин, исследовательница визуальной культуры Лидия Михеева и автор проекта «Гендерный маршрут» Ирина Соломатина.

Стандартизация образования доведена до полного абсурда

14 тысяч студентов в этом году получают в Беларуси гуманитарное образование.

— Системных представлений о происходящем у студентов нет, и никто им не старается показать, как это должно работать, – говорит Алексей Браточкин об учебных курсах, программах и методах преподавания. — Например, почему нужно изучать одни предметы и не нужно другие?

В целом позиция студентов крайне скептическая.

— Во-первых, система преподавания выглядит устаревшей, во-вторых – студенты не понимают, является ли это системой. И в-третьих, они не в состоянии применить свое знание, – комментирует Алексей Браточкин результаты исследования.

Мнение преподавателей понятно из двух цитат: «У нас на кафедре полная солянка, потому что туда слили почти все философские дисциплины: этика, религиоведение…», «Салат под шубой и кефир за одну цену».

Стандартизация образования, по мнению исследователей, кажется доведенной до полного абсурда и не обеспечивает качества. А изменений нет, обсуждения среди преподавателей формальны. Студенты же часто всем довольны, потому что на общем фоне снижения требовательности могут просто получить свой диплом.

— Практически все, обозначенное в белорусских ВУЗах как цель — междисциплинарность и практикоориентированность знания – почти не работает в случае с социальными и гуманитарными дисциплинами, — отмечает исследователь.

Международные связи не запрещены, но ограничены

Беларусь на условиях дорожной карты недавно принята в Болонский процесс, одной из составляющих которого является мобильность. Студенты белорусских ВУЗов чаще всего ездят в Украину, Россию и по странам СНГ.

— Основная масса преподавателей никуда не ездит. По их выражению, «руководство не поощряет международные связи, но и не запрещает», – объясняет Алексей Браточкин. То же касается приема в белорусских ВУЗах иностранных преподавателей.

Среди студентов информация о мобильности уже начала распространяться, но проучившись полгода за границей, они обязаны пересдать пропущенные предметы. Это вопрос согласования оценок, который составляет большую проблему.

Ситуацию осложняет то, что белорусские университеты не являются моделью исследовательского ВУЗа: о возможности «пойти в науку» узнают случайно, а конференции во время учебы воспринимают как ритуал для получения отметки. Недостаточное изучение иностранного языка также уменьшает шансы поучиться за границей.

Как считает Алексей Браточкин, препятствует мобильности, возможно, замкнутость системы и иерархии внутри нее. Эти иерархии могут быть разрушены связями с внешним миром.

Мобильность дает возможности, но тем, у кого на это есть средства, и это связано с социальным расслоением в ВУЗах.

— Формально нам говорят о равном доступе к образованию, хотя более 60% студентов платят за свое обучение, – отмечает Алексей Браточкин.

Общение зависит от желания отдельных преподавателей

С коммуникацией все печально: практически все студенты говорят, что система не работает и все зависит от желания отдельных людей общаться с ними.

Важно и то, что для многих студентов коммуникация с преподавателем опосредована социальными медиа и цифровыми технологиями. Но многие преподаватели не в состоянии включиться в такую коммуникацию.

Чаще всего преподаватели относятся к студентам если не негативно, то нейтрально. Например, не запоминают имен.

Структурные условия для общения отсутствуют: да, предусмотрены часы консультаций, но под них не выделяются аудитории, а загрузка преподавателей достаточно велика. В технических ВУЗах она составляет 800 аудиторных часов в год.

Интересно, что нет очевидной корреляции между возрастом преподавателя и его отношением к студентам. Молодые преподаватели могут быть очень профессиональны, но это не значит, что они будут более открыты.

— Когда мы говорим, что молодые люди придут в преподавание и все будет замечательно, то встает серьезный вопрос, так это или нет, – акцентирует внимание Алексей Браточкин.

Практически все цели не работают

Административный и дисциплинарный ресурс — вот что регулирует теперь отношения в ВУЗах. Например, запрет набирать смс на ходу или лазить по карнизам – не шутка, а часть внутренних правил Белорусского государственного педагогического университета.

— Это вызывает недоумение. Как мы для себя решили, это попытка при помощи таких мер уложить в бюрократическую структуру изменение коммуникации, поведения и человеческих типажей, – объясняет исследователь.

Стоит добавить, что гендерный вопрос в ВУЗах стоит достаточно остро, но в то же время решения его не видно. На одной из фокус-группе привели пример из Белорусского государственного университета информатики и радиоэлектроники, когда преподаватель-мужчина отказался заниматься с женской группой, заявив, что «из них не выйдет программисток».

Финальный текст исследования «Проблемы модернизации высшего образования в Беларуси: социальные и гуманитарные науки» будет опубликован после сбора замечаний и оценки экспертов. Исследование было поддержано фондом Мотта и реализовано в сотрудничестве с фондом  PONTIS и Центром Острогорского.

  • Оцени статью:
  • Проголосовало: 21
  • Балл: 4