«Если виновата машина без водителя, то я полагаю, ответственность несет компания»

Кристоф Мазур из Имперского колледжа Лондона объясняет, как Великобритания готовится к появлению беспилотных автомобилей на дорогах, как заставить людей положительно относиться к автономным машинам, и каковы их основные преимущества.

Как в Великобритании работают над беспилотными автомобилями?

Один из примеров, которые я могу привести – это испытания, проводившиеся в районе Гринвич в Лондоне. Проект работал в течение года. Еще один пример – испытания в городе Милтон-Кинс. В нем участвовала Транспортная Катапульта (Transport Systems Catapult), новая структура на инновационной карте страны. Машины, которые тестировались там – беспилотники, рассчитанные на одного человека.

Интерес к изменениям есть. Правительство Великобритании видит большие возможности для развития технологий. Именно поэтому они позволяют проводить испытания. В каждом британском министерстве есть консультативный совет с участием научных экспертов и представителей промышленности, которые советуют, что делать в отношении технологий и правовой базы.

У нас есть технологический потенциал. Достаточно вспомнить технологии по отправке объектов на Марс и на Луну, например луноходы-беспилотники и марсоходы-беспилотники — технологии, одним из разработчиков которых является Великобритания. Тут же разрабатывают небольшие автомобили-беспилотники. Вспомните тот же Милтон-Кинс — там работала британская организация. Технология уже имеется в наличии. Перейти потом переход от небольших машин к автобусам, думаю, не будет трудно.

Великобритания выгодно отличается тем, что законы, позволяющие новым технологиям становиться реальностью, принимаются достаточно быстро. Я думаю, если компании будут взаимодействовать между собой и покажут необходимость своих технологий, это получится сделать в ближайшие годы. Это не «бутылочное горлышко», когда те, кто формируют технологическую политику, создают препоны. Наоборот, правительство увидело в этом возможность для создания новых рабочих мест и экономического роста.

Каковы главные преимущества использования беспилотных авто?

Прежде всего, появляется возможность более эффективного использования парка машин для лучшей координации. Во-вторых, уменьшится число аварий. Опыт показал, что автономные машины более эффективны с точки зрения принятия решений на дороге. В-третьих, для обеспечения того же уровня мобильности населения понадобится меньшее количество машин. В-четвертых, это можно было бы скомбинировать с электромобилями, чтобы оптимизировать время подзарядки. В-пятых, транспорт будет дешевле, потому что водители больше не нужны. За счет технологий автомобиль-беспилотник, вероятно, будет стоить на 10 000 долларов больше, чем обычный автомобиль. Но вы будете экономить на водителе и вам понадобится только треть используемого сегодня объема топлива, благодаря более эффективным электромобилям и более эффективному дорожному движению.

Почему непригодность беспилотных авто к ухабистым дорогам — миф?

Тестирование первых авто-беспилотников происходило в том числе на ухабистых дорогах. Например, несколько лет назад проходили соревнования в США, где участвовали как военные, так и гражданские автомобили. И там как раз дороги были ухабистые и частично – пустынные. Это работает. Если мне память не изменяет, технология в основе машин Google родом из Великобритании, команда оттуда участвовала в тех же соревнованиях в США.

Кто будет нести ответственность в случае аварии?

Если мы посмотрим на ситуацию с ДТП сегодня, то с автомобилями-беспилотниками будет то же самое. Машина – непосредственный виновник. Если виновата машина без водителя, то я полагаю, что ответственность несет компания, но не непосредственный инженер, который занимался автомобилем.

Почему идея властей острова Мэн допустить беспилотные авто на дороги полезна и бесполезна одновременно?

Остров Мэн можно использовать как площадку для различных исследований. Надо отметить, что там ограниченная территория и небольшое дорожное движение. Однако, если вы хотите проводить испытания должным образом, то это нужно делать в районах с плотным движением. Еще один важный фактор проведения испытаний там – наличие большого количества людей, которые станут свидетелями технологии в действии. Они будут видеть, что она работает, это будет вызывать у них доверие, оно накапливается, это создает перспективы для дальнейшего использования автономных машин.

Что нужно, чтобы обычные граждане спокойнее относились к машинам без водителя?

Ernst & Young – не помню, в Великобритании или США – проводили исследование: «Будете ли вы использовать автомобиль-беспилотник?». Доля ответивших положительно была между 30% и 50%. Когда вопрос переформулировали на «Стали бы вы использовать такие машины, если бы у вас была возможность вмешаться в процесс, взять управление на себя?», то число положительно ответивших составило порядка 80%.

  • Оцени статью: