Кто остается за бортом государственного соцзаказа?

Легко ли некоммерческим организациям получить финансирование от государства и какие уникальные услуги готовы предложить НГО, но где им места пока нет — об особенностях механизма белорусского соцзаказа  Оксана Елова, координатор социальной сферы Программы поддержки Беларуси  Федерального правительства Германии.

Насколько государство доверяет НГО в вопросе социального обслуживания населения?

— В сфере оказания социальных услуг важна репутация – то, что было сделано организацией ранее. Тотального недоверия, на мой взгляд, нет. Есть незнание о деятельности организации. И НГО учатся говорить о результатах своей работы. Стоит отметить, что результативность сегодня не измеряется только количественными показателями: уже мало кого интересует, сколько человек из целевой группы приняли участие в тренинге. Важно то, к каким изменениям привели полученные знания.

Иметь дело с бюрократическими структурами всегда сложно. Какие трудности возникают у НГО при получении государственного социального заказа?

— Например, при объявлении тендера обязательное условие – наличие не менее трех организаций, которые должны принимать участие в конкурсе. Однако если услуга уникальна и оказывать ее может только одна организация, то появляется сложность в поиске «конкурентов» для участия в тендере.

Формальное участие организациям невыгодно, поскольку это всегда связано с затратами на описание услуги, подготовку документов. Есть у организаций и другие опасения: а вдруг завтра их спросят – вы же подавали заявку на социальный заказ и не прошли, значит, вы не так хороши. Кто потом станет разбираться, что участие было формальным?

Когда есть потребность в услуге, есть организация, которая готова оказать эту услугу, а для проведения тендера не находится нужных участников,  страдают обе стороны, и особенно те, кому эта услуга жизненно необходима.

Еще одна сложность – платформа  icetrade.by, на которой размещаются объявления о проведении тендера. По мнению всех причастных, ресурс этот совсем не «ice», поскольку в использовании крайне неудобен. 

В нынешнем формате законодательства общественные организации могут подавать заявки только на те услуги, которые направлены на целевые группы Министерства труда и социальной защиты. Это в основном касается людей с инвалидностью и пенсионеров, хотя по закону «О социальном обслуживании» группы обозначены намного шире.

Стало быть, законодательство требует совершенствования?

— С тех пор как были внесены изменения в закон «О социальном обслуживании», законодательство, регулирующее государственный социальный заказ, не менялось. Хотя попытки внести изменения предпринимались. Я думаю, в ближайшее время будет принята методика формирования государственного социального заказа, которая снимет некоторые проблемные вопросы именно в механизме его реализации.

Так что совершенствовать законодательство, безусловно, необходимо. Ни один закон не может быть идеален. Например, в существующем законодательстве субсидии предоставляются на оказание социальных услуг и реализацию социальных проектов. Так вот понятие «проект» на данный момент не имеет четкой формулировки. Звучало несколько точек зрения. Согласно одной из них, под проектом необходимо понимать вложение инвестиций в организацию инфраструктуры или оснащения. На мой взгляд, проект – это комплекс действий, который  помимо всего прочего, может включать административные расходы, расходы на заработную плату. Так что  в контексте социального заказа эта терминология требует уточнения. Это откроет новые возможности оказания услуг уязвимым группам населения.

Такое количество сложностей не отбивает желание организаций участвовать в конкурсе на получение государственного финансирования?

— До определенного момента организации не были готовы к тому, чтобы прописывать свои услуги. Был некий страх: а стоит ли в этом принимать участие? Большие ли деньги выделяются?

Сегодня я вижу, что общественные организации действуют более активно, стараясь продвигать свои услуги,  в том числе и при получении социального заказа.

В этой ситуации все еще необходимо давать базовые знания тем, кто только начинает работать в этом формате: как правильно оформлять заявку, описывать услугу. В дополнительных знаниях нуждаются и сами заказчики от государства.

При выборе организации, которая получит средства для реализации государственного соцзаказа, не бывает ли порой некой предвзятости?

— Подобные замечания звучали. Но лидеры существуют на любом рынке. В сфере оказания социального обслуживания таковым является Белорусское общество Красного Креста, которое имеет достаточно хорошую ресурсную базу и квалифицированный персонал. Но это не исключает шансов на получение финансирования от государства другими организациями. К тому же сейчас игроков становится больше, а это хороший показатель возможности здоровой конкуренции среди НГО.

— А к каким целевым группам НГО пока не имеет доступа?

— Все в ожидании принятия новых национальных программ на 2016-2020 годы. Тогда государственный социальный заказ будет открыт для категорий,  подведомственных Министерству здравоохранения и Министерству образования, а может быть, и других целевых групп.

Справедливости ради стоит сказать, что на данный момент государственная система имеет хорошую инфраструктуру. Изначально, когда прописывался социальный заказ, он был ориентирован на то, что НГО будут предлагать услуги сверх того, что делает государство.  К примеру, если работа по организации досуга пожилых людей ведется не один год, то НГО не найдет здесь поля для реализации соцзаказа. Некоммерческие организации это понимают и уже не стучатся в закрытые двери.

Справка «Завтра твоей страны»

21-22 апреля в Минском международном образовательном центре имени Йоханнеса Рау пройдет III Республиканский социальный форум.

Боле 250 участников из Беларуси, Германии, стран СНГ уже в третий раз соберутся для обсуждения актуальных тенденций и вызовов в социальной сфере, возможных путей решения актуальных социально значимых проблем, демонстрации лучших инновационных практик.

Фокусом III Республиканского Социального Форума является тема «Социальные инновации в условиях современных вызовов». Цель форума: определение основных направлений и приоритетов развития инноваций в социальной сфере Беларуси.

Тематические направления Форума:  инновации в развитии сферы социального обслуживания, формы и виды деятельности в социальной сфере, Конвенция ООН «О правах инвалидов» – первые шаги на пути реализации.

Организаторами Форума выступают: Дортмундский и Минский международные образовательные центры при поддержке Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь в партнерстве с НИИ труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, МПОО «АКТ», некоммерческой организацией «ОДБ Брюссель» (Бельгия), Просветительским учреждением «Офис европейской экспертизы и коммуникаций».

  • Оцени статью:
  • Проголосовало: 10
  • Балл: 5