Солнечные велодорожки, сады на крышах: как превратить каменные джунгли в «зеленый» Минск

Чего не хватает белорусской столице, чтобы по праву называться «зеленой»?

Минск остается далеким от стандартов.

– Какое-то движение в направлении «зеленого» города делается. Толчком для развития может стать политическая воля. Многое зависит и от общественности. Ведь делать город экологически дружественным невозможно только по указке сверху. Если люди хотят жить в «зеленом» городе, они сами начинают что-то для этого делать, – говорит вице-председатель партии «Зеленые» Дмитрий Кучук.

Вместе с экспертами Завтра твоей страны выделил несколько  экологических принципов, которых не хватает белорусской столице.

Использовать солнечную энергию

Развитие солнечной энергии в мире становится не только хорошей альтернативой традиционным источникам, но и модой. Установленная в Нидерландах больше года назад экспериментальная «солнечная» велодорожка за год смогла подпитать энергией три дома.

Французские власти одобрили проект покрытия одной тысячи километров общественных дорог солнечными батареями. В Беларуси лишь изредка встречаются уличные фонари или частные дома, получающие солнечную энергию.

Хотя солнечные электростанции могли бы использовать товарищества собственников и физические лица, которым пока сложно не только внедриться в систему энергопоставок, но даже приобрести панели.

– Идеально было бы, если бы каждый желающий мог пойти в магазин и, как стиральную машину, купить три солнечные панели, вызвать мастера, который бы установил их на крышу, подключил к счетчику. И человеку засчитывалось бы то электричество, которое эти панели вырабатывают, – говорит председатель Минского велосипедного общества Павел Горбунов.

Сделать это не позволяют белорусское законодательство, монополия Белэнерго на систему распределения электроэнергии и практически полная монополия на ее генерацию, высокая стоимость солнечных панелей, недостаток специалистов.

В Западной Европе, где стоимость энергии и коммунальных услуг достаточно высокая, физические лица уже десятилетиями активно используют альтернативные источники энергии. Практика показывает, что в странах Евросоюза использование в домах системы солнечных батарей и тепловых коллекторов позволяет людям ежегодно экономить до 80% затрат на подогрев воды и 60-70% — на отопление. Энергия, производимая фотоэлектрической системой, размещенной в жилом доме, чаще всего не обременена затратами на передачу и распределение, поэтому ее называют энергией с нулевой стоимостью. Сроки окупаемости подобных установок 5-10 лет в зависимости от стоимости солнечных батарей и их установки. Средняя экономия энергии в южных странах Европы 1-1,5 тысяч киловатт-час в год.

В Беларуси эта цифра будет ниже, но также существенной для кошелька.

Развивать велоинфраструктуру

Велодвижение в столице растет, и власти пытаются удовлетворить спрос на доступные для велосипедистов пути. Но в Минске нет такого понятия, как зеленые велодорожки.

– Необязательно делать велодорожку по большой улице, иногда можно проложить по двору, парку. В этом случае можно решить проблему связок велопутей, открыть интересные веломаршруты, – считает Павел Горбунов.

Например, при создании переезда через МКАД между микрорайоном Уручье и одним из торговых центров не подумали ни о велосипедистах, ни о людях в инвалидных колясках – переезд доступен только пешеходам и автомобилистам. А он мог стать удобным и безопасным путем в гипермаркет, и частью дальнейшего пути к центру города.

С конца 2011 года в столице действует Концепция обеспечения велосипедного движения, которая предусматривает создание шести туристических веломаршрутов, адаптацию для велосипедистов 500 километров тротуаров. Из запланированного, однако, сделали лишь около 100 километров маркированных под велодвижение тротуаров. 

– Намеченные городскими властями туристические веломаршруты пока не сделаны, они есть только на бумаге. Хотя некоторые из них достаточно обозначить как велополосу на тротуаре, – комментирует Павел Горбунов.

Перевести на «зеленые» технологии общественный транспорт 

Использовать природный газ, биогаз и электричество.

Перевод общественного транспорта на метан позволил бы значительно сократить расходы на нефтяное топливо. Себестоимость перевозок транспорта, использующего в качестве топлива газ, можно сократить в два раза и на 50% повысить эффективность общественного транспорта. Хоть перевод автопарка на природный газ обходится недешево, затраты окупаются уже при наезде 40 тысяч километров.

Например, энергетическая комиссия ООН рекомендует Европе к 2020 году перевести 25% автопарка на альтернативные виды топлива, в частности 10% на природный газ и 8% – на биогаз.

Биогаз как «зеленое» топливо вносит свой вклад в сокращение выбросов CO2. Это особенно актуально в связи со взятыми Беларусью обязательствами к 2030 году ограничиться 5% наращиванием выбросов парниковых газов. Сейчас мы достигли 67% от выбросов 1990 года (90 миллионов тонн CO2 в год), через 15 лет  не должны превысить 72% от уровня 1990 года.

Использовать площади крыш

Столица Беларуси растет и уплотняется, все больше покрываясь цементом и асфальтом. Зеленые насаждения на крышах, возвышенностях, вдоль дорог – простой путь, который поможет городу «дышать». Пустующие в городе крыши по квадратным метрам сравнимы с целым городом.

И они вообще никак не используются. Например, во Франции не утверждается строительство зданий, если в проекте не предусмотрено использование крыши.

На многих минских зданиях можно было бы сделать зеленую зону: посадить деревья в кадках, открыть летнее кафе, смотровую или даже спортивную площадку.

Увеличивать количество зеленых зон

Минск можно назвать зеленым только на верхнем уровне. Потому что деревьев в городе растет немало, а вот кустов и клумб недостаточно.

– Траву в городе выкашивают почти под ноль, после чего она практически вымирает, а земля превращается в песок, – говорит активист кампании «Городской лесничий» Кирилл Кудравец. – Недостаточное количество кустов приводит к тому, что вся опавшая листва сдувается ветром, что опять же приводит к эрозии почвы.

Также простой шаг для сохранения зелени в городе – не вырубать деревья во время строек. В Германии деревья на строительных площадках оборачиваются защитной пленкой или сеткой. У нас же от них старательно избавляются, а потом в стоимость проекта еще и закладывают стоимость будущей посадки. Но если, например, на постройку стадиона уходит пять лет, то срубленные деревья придется выращивать лет сорок.

  • Оцени статью:
  • Проголосовало: 14
  • Балл: 4.7