Негативные стереотипы: почему предприниматели не хотят, чтобы их называли социальными

Что мешает белорусам создавать социальные  предприятия?

В отличие от России и стран ЕС, в Беларуси социальное предпринимательство только начинает развиваться.

— Это дает нам преимущество учесть уже имеющийся опыт, адаптировать его к Беларуси и эффективнее вести свою работу, считает директор консалтингового учреждения Социальные технологии бизнеса Галина Матюшенко.

Однако в то время как в развитых странах социальный бизнес поддерживается на государственном уровне, в белорусском законодательстве нет даже понятия «социальное предпринимательство». 

Число социальных компаний в Беларуси — около 200 организаций — не позволяет говорить о новой модели бизнеса как тенденции. Например, в Великобритании действует больше 60 тысяч социальных предприятий.

Среди белорусских предприятий, позиционирующих себя как социальные, 44% оказывают услуги, 10% занимаются торговлей, 46% производят товары: шьют одежду и обувь, создают электробытовые товары, пластмассовые и  металлические изделия, собирают мебель и создают сувениры — таковы данные исследования Офиса за демократическую Беларусь (ОДБ Брюссель) о деятельности социально-ориентированных.

Пятая часть, представленных на краудфандинговой платформе «Улей» проектов, – социальные. И не меньше 60% из них собирают через платформу нужные суммы для развития идей. По словам директора по развитию платформы Эдуарда Бабарико, белорус в среднем тратит на финансовую поддержку различных проектов через онлайн-площадку примерно 23 доллара.

– Белорусские предприятия не всегда соответствуют критериям социального предпринимательства. Многие из них не выходят на самоокупаемость, а спонсируются общественными организациями или фондами, не используют инновации, позволяющие развиваться, некоторые являются социальными лишь декларативно, – отметила старший программный менеджер Офиса за демократическую Беларусь Алёна Лис во время круглого стола «Социальное предпринимательство в Беларуси: инновации и перспективы».

Социальный — значит, некачественный?

Социальное предпринимательство часто не находит признания в белорусском обществе. Выражение «социально направленный» принимает в Беларуси все более негативный оттенок по причине сомнительной социальной составляющей экономической модели государства, считают эксперты.

– Сами предприниматели не хотят, чтобы их называли социальными, потому что социальное в сознании людей – это что-то дешевое и не совсем качественное, – комментирует заведующая лабораториейсоциологических и маркетинговых исследований «Общественное мнение» Ирина Левицкая.

Белорусским предпринимателям приходится не только решать основные задачи социального бизнеса, но и бороться со стереотипами. Например, когда социальное предпринимательство путают с благотворительностью.

На самом деле такая организация имеет бизнес-модель, производит продукцию или оказывает услуги. Но получение прибыли не является главной целью предприятия: на первом месте стоит решение социальных задач. Социальная цель у такой модели преобладает даже над соображениями устойчивости бизнеса, что, однако, не мешает компаниям становиться коммерчески успешными.

Эксперты называют среди основных трудностей для создания социального предприятия то, что в Беларуси не сформирована благоприятная политика в отношении социального бизнеса. Но сами предприниматели не особо ждут изменений законодательства. Как показывает практика, действия чиновников чаще мешают работе, чем помогают.

В марте в Беларуси стартовала программа «Инкубатор социального предпринимательства», в рамках которой около 200 начинающих предпринимателей пройдут обучающий курс по социальному бизнесу.  Девять месяцев участники будут знакомиться с практическим опытом социального предпринимательства, изучать нюансы бизнеса. Несколько образовательных проектов для начинающих предпринимателей, общественный запрос, лояльность властей, понимание возможностей социального предпринимательства, по мнению экспертов, создадут фундамент для развития социально-ориентированных организаций.

Тем более что потенциал для развития в стране социального предпринимательства очень большой. Это может быть социальная помощь, здравоохранение и социальная поддержка различных слоев населения, образование, охрана окружающей среды, повышение значения культурного наследия, социальный туризм, реабилитация и трудоустройство наркозависимых, бывших заключенных, инклюзия, обучение производству и трудоустройство людей с инвалидностью.

  • Оцени статью:
  • Проголосовало: 9
  • Балл: 4.3