Как научить белорусов жаловаться

Чиновникам нравится проводить проверки, а гражданам — наводить порядок во дворе — руководитель проекта «Удобный город» Владимир Ковалкин рассказал, как продвигается электронная переписка населения с чиновниками.

За пять месяцев работы сайта «Удобный город» активисты создали 140 петиций и обращений, собравших 5 850 подписей, и получили 56 ответов от органов власти и госорганизаций.

Владимир Ковалкин. Фото: TUT.by

— Белорусы в своей массе малоинициативные и малоактивные. Мы ожидали, что количество обращений будет гораздо больше, — говорит Владимир Ковалкин. — Но наши люди привыкли ждать, когда проблема сама рассосется. Некоторые боятся писать обращения, думая, что вызовут гнев чиновников, кто-то привык не замечать проблемы и неудобства.

Есть  определенный процент деятельных белорусов, которые пишут обращения и добиваются результатов.

— Но активность наших граждан в плане общения с чиновниками гораздо ниже, чем в России и Украине, не говоря уже о странах Евросоюза, — подчеркивает руководитель проекта «Удобный город». —  Так происходит, возможно, потому что люди не верят в возможность решения их проблем, боятся получить отписку и впустую потратить время.

Но, как показывает практика, в 80% случаев проблема решается либо госслужащие пишут обоснованный ответ, совет, что гражданину делать в его ситуации. В 20% – ответом на петицию становятся формальные отписки в духе «мы и так работаем в соответствии с законодательством, вы можете обжаловать наш ответ таким-то образом».

Чего не боятся требовать белорусы

Бытовые вопросы, улучшение городской среды, парковки, благоустройство дворов и улиц, иногда борьба с уплотнением, устройство велодорожек — белорусы, как показывает статистика сайта, чаще пекутся о проблемах, которые касаются жителей одного двора, района или города.

Примерно треть обращений касается вопросов общереспубликанского значения. Чаще всего они связаны с улучшением законодательства, предложениями открыть доступ к информации, бюджетам на региональном уровне, увеличить подотчетность чиновников, привязать их зарплату к средним показателям по стране, предложения улучшить налоговое законодательство, упростить его, снизить налоги.

На что реагируют чиновники

Мы выяснили, что чиновникам нравится проводить проверки, но очень не нравится, когда проверяют их самих.

Чиновники любят заниматься бытовыми проблемами, которые можно решить легко и желательно с минимальными затратами.

Лучшую реакцию чиновников и большее количество толковых ответов получают вопросы по работе ЖКХ и благоустройству.

Чиновники легко наказывают различные структуры, если гражданам, подавшим петицию, не нравится, например, неогороженная площадка для строительства. Или если не убрана территория. Тогда можно признать ответственными за порядок гражданина, группу лиц или организацию.

Среди успешных проектов можно назвать предложение по созданию сети скоростного наземного транспорта. Сотрудники организации «Столичный транспорт и связь», рассказали, что они собираются сделать в рамках создания транспортной сети: запустить в качестве эксперимента несколько транспортных скоростных автобусных маршрутов по направлениям перспективных линий трамваев и метрополитена. Населению предложили присылать конкретные предложения по организации новых экспрессных маршрутов и участвовать в их тестировании.

Среагировали чиновники и на просьбу запретить размещение рекламы на тротуарах города. Мингорисполком очень заинтересовался этим обращением, направил свои предложения об ужесточении ответственности за подобные правонарушения и обязался мониторить ситуацию.  

Еще один пример успешного взаимодействия – просьба минчан публиковать бюджет города и отчет об его исполнении. Мингорисполком теперь ежеквартально публикует отчет об исполнении бюджета Минска. Этот опыт можно ставить в пример региональным властям.

«Платите налоги и не спрашивайте, на что они идут»

Есть такие проблемы, решить которые абсолютно несложно, но чиновники или сотрудники госорганизаций, живущие за счет налогоплательщиков, этому сопротивляются.

Чиновники в принципе не любят быть открытыми и подотчетными обществу. С большим скрипом они отвечают на обращения, связанные с опубликованием бюджетов, отчетов об использовании средств налогоплательщиков.

Яркий пример — кампания по открытию и опубликованию на сайтах бюджетов вузов. Вступление Беларуси в Болонский процесс предполагает, в том числе максимальную открытость и подотчетность руководства и всей администрации высших учебных заведений. Отправленное во все минские вузы и Министерство образования обращение с предложением публиковать на собственных сайтах годовые бюджеты и отчеты об их исполнении, пока не дало результатов.

Четыре из пяти полученных ответов – это отписки либо ответы не по существу. И только Белорусский национальный технический университет предложил прийти в бухгалтерию и ознакомиться с бюджетом. Сейчас мы ожидаем еще десять ответов.

Опубликовать бюджеты вузов ничего не стоит: сбор данных в Excelи размещение их в интернет займет полчаса. Но мы видим неадекватное и бурное сопротивление со стороны руководства государственных университетов, которые получают деньги налогоплательщиков, но не хотят быть подотчетными перед ними. И даже на фоне того, что в вузах видны проблемы с бюджетами, вводятся платные пересдачи, студенты не понимают, за что они платят, какие происходят поборы, у ректоратов нет желания проинформировать студентов, их родителей, белорусское общество и международные институты о том, как расходуются полученные деньги.

В ответ на критику — отписки

Больше всего чиновникам не нравятся обращения, в которых граждане указывают госслужащим на исправления и улучшения, которые назрели внутри чиновничьей системы. На такие петиции чаще всего приходят отписки либо в ответах отсутствует решение проблемы.

Один гражданин обращался с просьбой отменить «декрет о тунеядцах» и получил ожидаемый ответ от председателя постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания по труду и социальным вопросам, что все делается в рамках законодательства и с точки зрения чиновников налогу с неработающих граждан быть, и это правильно.

Отношение госслужащих к просьбам и вопросам населения зависят от ведомства, организации и личности отвечающих. Например, бывают ситуации с парковками, которые Госавтоинспекция решает позитивно для граждан, а случается, что последних не хотят слушать и понимать. Например, жители дома по улице Белинского предложили заменить в их дворе знак «Остановка запрещена» на «Парковка запрещена», чтобы они могли подъезжать к своему подъезду и высаживать детей, престарелых родителей или выгружать вещи. Они получили «отписку» из Первомайского РУВД, находящегося в этом же дворе, что схема проезда идеальная и никаких изменений не предполагается.

С другой стороны, ГАИ Партизанского района поддержала обращение граждан и предположило «Ремавтодору» установить искусственные ограждения, чтобы разграничить парковку и пешеходную дорожку.

Вообще отношения населения и чиновников в Беларуси сложились патерналистские, последние считают, что они лучше граждан знают, что и как должно быть. Если дело касается обратной связи от населения в отношении чиновников, то очень часто возникают проблемы. Подход госслужащих такой: вы нам деньги дайте, а мы на них что-нибудь сделаем. Отчитываться же перед вами мы не собираемся.

  • Оцени идею:   
  • Проголосовало "ЗА": 13
  • "ПРОТИВ" : 1