Может ли Фонд соцзащиты затянуть ремень, чтобы сократить лишние траты?

Эксперты предлагают задуматься над минимизацией непрофильных расходов фонда.

Хоть власти обещают исполнение бюджета Фонда социальной защиты населения (ФСЗН) в 2016 году с профицитом, прошлый год показал, что выполнить это будет непросто.

Доходы ФСЗН в 2015 году были 104, 5 триллиона рублей. 91,0 % поступлений - обязательные страховые взносы предприятий и работающих граждан, 5,0 % - субвенции из республиканского бюджета. Расходы достигли 108 триллионов, из которых на выплату пенсий потратили 83,5 триллиона (77,3%). Для выплаты пенсий пришлось использовать около 5,4 триллионов запасных средств бюджета фонда.

Согласно ежегодным отчетам ФСЗН, с 2010 года второй раз расходы фонда превышают финансовые вливания. Поступления в бюджет фонда в 2014 году были 94,4 триллиона рублей, расходы – 94,1 триллиона. В 2013 году доходы равнялись 78 триллионам, а расходы – 78,4 триллиона.

В 2012 году бюджет пополнился почти на 57 триллионов, а расходы были в 56,2 триллиона. За 2011 год белорусы отчислили в ФСЗН 29,6 триллионов, а потрачено было 27,5 триллионов. В 2010 году в поступления в бюджет фонда составляли 19,5 триллионов, а расходы – 18,3 триллиона.

Как рассказывает председатель Клуба финансовых директоров Андрей Карпунин, в прошлом году эксперты инициировали передачу части функций ФСЗН другим ведомствам. Но на последнем этапе работы в рабочей группе решили, что оптимизация администрирования фонда «на данном этапе неэффективна». В результате эксперты получили отказ по сокращению расходов администрирования Фонда соцзащиты.

Сделать ревизию расходов, в том числе избавиться от всех непрофильных расходов, не связанных с деятельностью Фонда соцзащиты, стоило уже в прошлом году, когда доходы фонда не покрывали его траты.

Эксперт приводит три составляющие экономии средств Фонда соцзащиты.

Сократить расходы на администрирование фонда

Это достигается автоматизацией процедур, упрощением самих форм администрирования, сокращением количества чиновников, уменьшением расходов на сам фонд, передачей части функций департаментам других органов, а также на аутсорсинг.

– ФСЗН занимается сбором и распределением средств, Министерство по налогам и сборам (МНС) – только сбором. Отчисления в ФСЗН не являются налогом, но это приравненные к нему платежи, и если бы передали функцию администрирования их сбора  налоговому ведомству, это позволило бы сэкономить очень много средств, – считает Андрей Карпунин.

При сокращении числа чиновников, занимающихся сбором средств, высвободилась бы часть коммерческой недвижимости фонда.

– На задворках Немиги в прекраснейшем свежеотреставрированном трехэтажном особняке находится один лишь отдел ФСЗН по сбору средств Центрального района города Минска. Стоимость самого особняка и его обслуживания в течение года, как и заработные платы персонала, могли бы стать дополнительным источником для финансирования самого же фонда, – считает председатель Клуба финансовых директоров.

Доярка будет работать до 60 лет, а милиционер до 45?

Вместе с сокращением косвенных финансовых затрат в системе не мешало бы провести анализ эффективности льгот с точки зрения перспективы на ближайшие пять-десять лет, считает эксперт.

Увеличения доходов  можно достичь также пересмотром пенсионного возраста для тех преференциальных льготных категорий граждан: армия, МЧС, МВД и другие службы, не занятые в горячих, чернобыльских точках, а также чиновники с преференциальным выходом на пенсию по госслужбе.

– Милиционер, выходящий на пенсию в 45 лет, – это такая же аномалия, как доярка, которая после повышения пенсионного возраста работала бы, например, до 65 лет. И чем милиционер, охраняющий вход в Министерство финансов отличается от лесоруба в Брагине или Хойниках? – задается вопросом эксперт.

При этом важно, чтобы сокращение льготников не коснулось тех, кто работает на особо вредном производстве. По сообщению специалистов, таких буквально несколько тысяч человек. Также не стоит сокращать льготы для тех, кто продолжает жить на загрязненных радиацией территориях: у них высокое экологическое воздействие, иная продолжительность и качество жизни.

Вовлечь в пополнение доходов фонда государственное имущество

ФСЗН может зарабатывать на гособлигациях, финансировании крупных госпроектов.  Даже в краткосрочном периоде от размещения облигаций может быть дополнительный приток средств.

– Можно использовать наше национальное достояние, например, Белгосстрах и Беларусбанк. Это сверхдоходные государственные корпорации. Почему «народной достояние – фамильное серебро» не могут быть напрямую в связке с фондом и часть своих доходов перечислять на финансирование пенсионного обеспечения, в том числе инвалидов? – предлагает Андрей Карпунин.

По мнению эксперта, для ФСЗН сегодня важно восстановить резервный фонд, равный хотя бы  шестимесячному запасу, как было несколько лет назад. В условиях рецессии в экономике желательно иметь подушку безопасности и трезво оценивать все риски.

Оптимизация администрирования Фонда соцзащиты позволит увеличить собираемость без резких карательных мер. Избавившись от лишних трат, оставшиеся расходы можно поделить на два вида: пенсионные отчисления и иные социальные программы. Каждый из пунктов может получить дополнительные средства из сэкономленных.

В целом, по мнению эксперта, белорусским властям стоит идти к масштабным реформам в пенсионной системе, частью которых станет перераспределение отчислений в Фонд соцзащиты между нанимателем и работником. Уменьшение отчислений нанимателя приведет к снижению себестоимости продукции, а увеличение ответственности работника за отчисления, выполняемые им без посредников, поспособствует росту мотивации работников участвовать в производственном процессе, получать более высокую зарплату, контролировать то, как государство распоряжается его отчислениями.

  • Оцени статью:
  • Проголосовало: 17
  • Балл: 4.9