Послушное поколение: почему государство плодит низкопробных специалистов?

Минимальные проходные баллы настолько низки, что пора их вообще отменить или зачислять в вузы сразу всех. В чем опасность снижения требований к абитуриентам в Беларуси?

«Это профанация и позорище»

Эксперт Агентства гуманитарных технологий Светлана Мацкевич отмечает: существующая планка минимальных проходных баллов для участия в конкурсе  в вузы демонстрирует, что государство признало низкий уровень подготовки в школе.

Минимальные баллы для участия в конкурсе при поступлении в вузы от 5 до 20. Самые низкие — на военных факультетах вузов, находящихся в подчинении Министерства обороны, МЧС и Госпогранкомитета, для мест, оставшихся после основного набора в вузы Министерства внутренних дел, а также на некоторых сельскохозяйственных специальностях.

Когда право участвовать в конкурсе дается тем, кто набрал на ЦТ 5 баллов, «это профанация и позорище», считает преподаватель физики, известный репетитор Евгений Ливянт.

— Чтобы адекватно воспринимать лекции по высшей математике и физике в вузе, на ЦТ надо набрать минимум от 40 до 60 баллов, — отмечает репетитор, который ежегодно готовит к поступлению более 100 человек.

Очевидно, что низкие баллы устанавливаются, чтобы набрать хоть какое-то количество студентов по специальностям, необходимым экономике. Ведь уже несколько лет в Беларуси недобирают студентов на бюджет. В прошлом году, когда некоторым вузам не хватило желающих учиться, пришлось объявлять дополнительный набор.

— Можно в очередной раз констатировать крайне низкий уровень подготовки в школе. Однако надо, в конце концов, что-то делать, — считает Евгений Ливянт.

По мнению репетитора, не стоит отказываться от тех, кто хочет получать образование, но не имеет для этого соответствующей подготовки. Евгений Ливянт предлагает создавать подготовительные отделения в вузах, где в течение года обучать будущих абитуриентов, которые на нулевом курсе имели бы права и обязанности студентов.

— Для кого-то обучение должно быть платным, но для социально уязвимых слоев населения, например, сирот, молодых людей, отслуживших в армии, — за счет бюджета. Можно определить перечень вузов, где учиться можно за счет бюджета, а где за собственные средства, — говорит эксперт.

Иногда специалиста проще купить

В Беларуси растет число молодых людей, уезжающих на учебу в другие страны, где более разнообразное образование и по предметам, и по языкам обучения.

— За молодежь борются, и это пора заметить, — подчеркивает Евгений Ливянт.

Обучение в школе, университете стоит больших денег.

— Это большой труд и капиталовложения — подготовить хорошего специалиста, — отмечает  доктор педагогических наук, профессор Виктор Наумчик. — Иногда проще его купить. Я не уверен, что Болонский процесс не станет для Беларуси угрозой потерять интеллектуальный потенциал.

«Наивно полагать, что вузы поднимут качество образования»

В течение многих лет развитие шло в массовом направлении. Это принесло определенную выгоду государству — более половины белорусских студентов оплачивает свое обучение.

Белорусское высшее образование стало практически всеобщим — но хорошо ли это? Ведь невозможен резкий количественный рост без понижения качества.

— Система высшего образования находится в сложной ситуации, — констатирует Светлана Мацкевич.

По мнению профессора Наумчика, университеты не могут быть массовыми, как теперь.

— Вуз — это все-таки элитное учреждение, туда надо брать тех, кто имеет запас знаний, трудолюбия и моральных качеств, — считает профессор Наумчик.

В том, что высшая школа принимает на учебу крайне неподготовленных абитуриентов, он видит гигантскую опасность.

— Именно школа формирует базис знаний и культуры. Снижение планки на входе в вузы в будущем грозит потоком низкопробных специалистов, — прогнозирует профессор. — Наивно полагать, что вузы поднимут уровень образования.

Виктор Наумчик читает лекции преподавателям колледжей и убеждается, что их можно многим удивить, особенно в части опытов посредством демонстрационного материала. В школе сейчас вообще не используется такой метод обучения.

— Но именно изучение материала через опыты дает эффект долговременной памяти. Через 10-20 лет человек забудет формулы, но будет помнить, как работают законы физики, если они изучались через эксперимент, — считает профессор. — Для подготовки по физике необходим соответствующий лабораторный демонстрационный эксперимент. Но в Беларуси этой проблемой практически не занимаются.

Если будет снижен прием в высшие учебные заведения путем установки более высокой планки при поступлении, какая-то часть молодежи уйдет в другие сферы. 

— В такой ситуации о качестве мало кто задумывается, — замечает Светлана Мацкевич. — Даже вступление в Болонский процесс не способствует улучшению качества. Если говорить только об образовательном аспекте, надо отметить, что университеты вытягивают, исправляют огрехи школы, что раньше делало ПТУ.

И все это грозит серьезной опасностью — снижением качества человеческого потенциала.

— Белорусы имеют тот же потенциал, как и люди в более развитых странах, — отмечает Светлана Мацкевич.

Однако когда человек попадает в определенную среду, система окружения его «воспитывает» и «окультуривает».

— В Беларуси негласная норма этих процессов заключается в том, что учреждения образования воспитывают послушные поколения молодых людей, которые считают себя самодостаточными, но это не подкреплено уровнем знаний, соответствующих современным требованиям, — говорит эксперт. — Далее работодатель занимается проблемами, созданными в системе образования. И получается порочный круг.

Утилизация активности

В Беларуси система высшего образования выполняет еще и политическую роль, то есть переключает активность молодых людей с других, не желательных, по мнению властей, для участия молодежи сфер, оьращает внимание Светлана Мацкевич.

Главная цель современной системы образования — это утилизация активности, попытка контролировать активность, констатирует эксперт.

— И самое печальное, что выработанные идеи в сфере образования не используются.  Давно стоит вопрос не что делать, а кто это будет делать. На этом фоне откладывается реформа, все становится только хуже, включая качество преподавательского состава. Ведь качество — это отражение отсутствия системы формирования задач, целей, — заключает Светлана Мацкевич.

  • Оцени статью:
  • Проголосовало: 33
  • Балл: 4.4