Иностранные языки, компьютерная грамотность: за какие знания готовы платить белорусы?

Рост безработицы вынуждает белорусов задумываться о приобретении новых навыков  через программы дополнительного образования. Однако жители глубинки почти лишены такой возможности.

Большую часть неформальных образовательных программ аккумулировал Минск. Число провайдеров дополнительного образования, которые активно развиваются в регионах, невелико. Даже в областных центрах, не говоря уже о сельской местности, взрослые, желающие учиться, не всегда знают, куда обратиться.

Школы для взрослых и «диванное» обучение

Председатель совета Ассоциации дополнительного образования и просвещения Дмитрий Карпиевич видит несколько возможностей расширения услуг дополнительного образования в глубинке.

Наиболее очевидная – создание провайдеров на местном уровне или приход филиалов из Минска. Но в нынешней экономической ситуации достаточно сложно формировать новые структуры.

— Зато те, кто уже работает в регионах, могут расширять направления и целевые группы. Причем не только частные организации. Этим могут заниматься школы, лицеи, университеты, считает эксперт. — Школы могли бы использовать свою базу, которая полдня, может быть, пустует, для работы со взрослыми. Если образовательные учреждения максимально загружать, можно получить выгоду для региона.

Еще одно популярное направление – дистанционное обучение. Для начала эта форма может развиваться в качестве вспомогательного инструмента программ неформального образования. Когда к ней привыкнут и пользователи, и сами организации, можно будет предлагать полные курсы «диванного» обучения.

Когда предложение формирует спрос?

С падением уровня жизни платить за дополнительное образование люди готовы только в том случае, если у них есть мотивация.

– Платить за абстрактное обучение сейчас не станут. Людей могут заинтересовать курсы по личностному развитию и совершенствованию профессиональных компетенций, – считает Дмитрий Карпиевич. — Профессиональные курсы и программы, которые позволяют повысить конкурентоспособность на рынке труда, будут иметь спрос даже в небольших городах: стремление повышать профессионализм перестало быть приоритетом столицы.

Кроме профессиональных навыков, белорусов интересуют иностранные языки, компьютерная грамотность, навыки пользования интернетом, умение подать себя на рынке труда.  

Провайдерам стоит быть активней, не ждать, когда сформируется очевидный спрос на образовательные услуги, считает председатель совета Ассоциации дополнительного образования и просвещения. В неформальном образовании чаще предложение формирует спрос, а не наоборот.

— Если бы несколько лет назад создатели программы образования для третьего возраста провели анкетирование среди людей старшего поколения о том, нужны ли им компьютерные курсы, то так и не запустили бы пилотные проекты, потому что ответ опрошенной аудитории был бы отрицательным, – объясняет Дмитрий Карпиевич.

Однако нашлись организации, которые не стали ждать, когда же пожилые люди созреют для освоения новых умений, а предложили свои услуги. Теперь программы по освоению навыков пользования компьютером для людей старшего поколения стали важным сегментом дополнительного образования.

Пенсионеры уходят с лавочек в социальные сети

Кстати, Ассоциация дополнительного образования и просвещения при поддержке Европейского союза (в партнерстве с Представительством зарегистрированного общества "Deutscher Volkshochschul-Verband eV» (ФРГ) в Беларуси) в феврале начала проект «Учиться, чтобы действовать», направленный на расширение доступа к программам неформального образования среди незащищенных слоев населения, в первую очередь, в регионах.

До конца 2019 года исполнители проекта планируют обучить 1,5 тысячи жителей небольших городов и сельской местности.

  • Оцени идею:   
  • Проголосовало "ЗА": 6
  • "ПРОТИВ" : 0