Александр Филиппов: «Если нет воли, все самое современное и эффективное может рухнуть в один момент»

Декан факультета дополнительного образования университета культуры и искусств о роли молодых и талантливых управленцев в отстраивании теперешней и будущей Беларуси, её месте среди бывших советских республик, достоинствах и недостатках белорусского образовательного процесса.

Никто за границей велосипед не изобретает

— Насколько я знаю, Вы учились в Школе молодых менеджеров публичного администрирования и были участником заграничных стажировок в Швеции, Грузии, Литве.Что Вы для себя из них вынесли?

— Первое, это открытость, гораздо большая по сравнению с Беларусью. У нас были встречи на довольно высоком уровне во всех странах. И во время этих встреч с нами общались очень откровенно, не стесняясь говорить о своих проблемах.

Второе, система госуправления во всех этих странах основывается на апробированных теоретических и практических наработках. Никто там велосипед не изобретает. В отличие от нашей страны. И это очень важно.

Третье, есть большая ответственность перед людьми. Тамошние чиновники постоянно думают, как избиратели за них проголосуют, выскажут ли на этот раз доверие, насколько высоко оценят их работу… Существует гораздо более чёткое представление о последствиях принимаемых решений и поступков.

Александр Филиппов декан факультета дополнительного образования Белорусского государственного университета культуры и искусств, кандидат политических наук, член Либерального клуба.

— А Вы сами, Александр, смогли бы там работать?

— Все перечисленные здесь постсоветские страны плюс Чехия, где я был помимо программ SYMPA, по многим показателям в свое время они были такими же, как мы. А если вспомнить Грузию до времен Саакашвили, то может, даже и хуже.

Всем этим странам очень сильно помогали. И сейчас там очень четко формулируются цели и задачи. Элита и простые избиратели теперь четко представляют, чего они хотят достигнуть.

Непосредственно отвечая на ваш вопрос, могу предположить, что я смог бы работать в Литве и в той же Грузии. Со Швецией, конечно, сложнее. Там система госуправления имеет более глубокие традиции, которые складывались не один год и не одно десятилетие. Впечатляют воспитание, социализация, основные принципы отношения к жизни. Там меня поразило, насколько все продумано с одной целью – как можно больше и лучше сделать для людей. И вот тут встает большой вопрос – как могли бы там адаптироваться белорусские управленцы.

Грузия и Литва гораздо более близкие к нам страны. И они должны внушать нам оптимизм с точки зрения успешности проведенных и проводимых реформ там во многих сферах государственного управления. 

«Уникальный» путь бесперспективен

— Ну а как же тогда наши хваленая национальная специфика, уникальный белорусский путь развития?

— А чем он уникален? Это обычный путь сырьевых экономик. Причем, сырье у нас несобственное. Со всеми вытекающими.

В октябре прошлого года к нам приезжала Ивана Дуфкова, известный чешский эксперт в области борьбы с коррупцией, которая делилась своим опытом борьбы с коррупцией в Чехии. Некоторые мои коллеги-чиновники на встрече с ней высказывали сомнение в целесообразности применения чешского опыта искоренения этого зла.Мотивация при этом была следующей: мол, у вас же другая ментальность. В ответ она улыбнулась и сказала следующее: у нас в свое время было все как у вас теперь.

Есть общепринятый пакет мер в борьбе с коррупцией, который дает свои результаты.

Возвращаясь к вашему вопросу, могу повторить еще раз, что во всех перечисленных в нашей беседе странах никто не пытается доказывать неповторимость исторического пути развития. Не может быть такого, что какие-то наработки, эффективно сработавшие везде в мире, не сработают в Беларуси. И наоборот, что какой-то свой «уникальный» путь, базирующийся больше на эмпирических догадках, выведет нашу страну в число мировых лидеров.

— Александр, а что конкретноВы вынесли для своей работы?

— Пытаюсь применить все лучшее, с чем познакомился во время этих стажировок. Но, признаюсь, это очень непросто сделать в Беларуси, в которой правила игры меняются чуть ли не каждый день…

Я занимаю руководящие должности в системе высшей школы не больше трех лет. И за это время нормативная база менялась уже раза три.

Наш университет должен готовить соответствующих специалистов. Но если рынок труда не соответствует тому, что предлагается на данный момент государством, какие практики я могу применить?

Мой факультет занимается в том числе обучением иностранных граждан. Они все учатся за свой счет.

Ко мне сравнительно недавно пришла бумага, как принимать на обучение иностранцев. Раньше мы это делали двумя способами: или собеседованием, или документом об образовании, свидетельствующим о знании русского языка иностранцем. В противном случае абитуриент отправляется на подготовительное отделение.

По новым правилам мы теперь обязаны со всеми проводить эти собеседования. И вот ко мне, к примеру, приезжает гражданин России, желающий учиться у нас на правах иностранного гражданина. Он, носитель языка титульной нации, должен проходить собеседование на знание русского языка… Как, к примеру, китаец, который также хочет получить образование в Университете культуры и искусств.

Таких примеров множество.

«Особого оптимизма у меня нет»

— Наверное, здесь скрывается материальная составляющая…

— Сейчас мы без «платников», особенно иностранцев, которые платят гораздо больше, чем белорусы, вряд ли смогли бы обеспечивать вообще деятельность университета. По некоторым оценкам, само государство обеспечивает только 25-30 процентов расходов на деятельность вузов.

Поэтому до вузов ежегодно доводятся контрольные цифры по приему иностранных граждан на платную учебу. И при этом получить разрешение на учебу у нас, к примеру, граждан Ирака, Йемена, Сирии, Ливии, которые платят твердую валюту за свое обучение, практически невозможно. Эти страны негласно считаются неблагополучными…

Мы же, к примеру, добились получения гарантии офиса тогдашнего премьер-министра Ирака Н. аль-Малики по обязательному возвращению студентов из этой страны домой после учебы. И по праву считали и считаем это своим мегадостижением. Но потом МВД перечеркивает все эти договоренности. И, наверное, это говорит о многом.  Я даже больше скажу, как сертифицированный тренер TransparencyInternational я должен оценивать такую избирательность как угрозу, ведущую к некой коррупционной составляющей.

Кстати, мы очень детально расписали регламентированный выезд иностранца к себе домой во время учебы. Он может выехать, но только если выполнит учебный план, то есть, отработает пропущенные занятия. Эти отработки, естественно, платные. Но все деньги исключительно – в кассу! Кроме этого, необходимо иметь определенную текущую успеваемость. Все слезливые истории про умерших аккурат к китайскому Новому году бабушек и дедушек, или свадьбу (что часто встречается у китайцев), ни к чему. Я, к примеру, даю им возможность съездить в свою родную страну к примеру, на Китайский новый год. Но будьте добры заплатите за это по установленному тарифу и отработайте! Ко мне даже не ходите! Кстати, эти хождения и прекратились.

— После знакомства с передовым опытом в вышеперечисленных странах что Вы можете сказать про уровень нашего образования?

— Думаю, что мы очень отстали. По сравнению с той же Европой. Особого оптимизма у меня нет по поводу нормативной и материально-технической базы, организации процесса, внедрения новых технологий и методик, и самое главное, цели этого образования. Также не вижу я положительных изменений в взаимоотношениях рынка труда и учреждений образования.

— И всё-таки будет ли больше становится таких «продвинутых», как Вы? Или уместнее здесь вспомнить знаменитое «немного солнца в холодной воде» Франсуазы Саган?

— Есть оптимисты, которые говорят, что Беларусь с каждым годом довольно сильно европеизируется, особенно ее молодая, образованная часть.

А есть пессимисты, которые говорят, что все новые знания и навыки, получаемые наиболее активной частью белорусской молодежи, пока малоприменимы.

У нас были дискуссии среди коллег по этому вопросу, и мы пришли к одному мнению: нужна политическая воля для начала серьезных изменений во многих сферах нашей жизни. Потому что, какими бы «продвинутыми», образованными ни были те или иные специалисты, если нету воли, все современное и эффективное может рухнуть в один момент. Или даже просто не зародится.

Беседовал Александр Коктыш

  • Оцени статью:
  • Проголосовало: 21
  • Балл: 5