Повысят ли белорусам пособие по безработице?

Как остановить повальное непродление контрактов и массовое сокращение кадров.

В подписанном президентом указе № 78 о мерах по повышению эффективности социально-экономического комплекса принято решение создать в республиканском бюджете резерв в размере 8 триллионов рублей на социальные меры.

Есть основания предполагать, что часть этих средств может пойти на повышение пособия по безработице, считает кандидат экономических наук, старший исследователь Центра социальных и экономических исследований CASE-Беларусь Владимир Валетко.

В прошлом году правительство уже озвучивало намерения повысить социальную поддержку безработных, но конкретных действий со стороны власти пока не было. 

За 2015 год на выплату пособий по безработице потрачено порядка 40 млрд. руб. – это 0,005% ВВП или в 80 раз меньше, чем в переходных странах. 

Как хорошее пособие по безработице помогает найти работу

Нынешнее пособие в размере 10 долларов не стимулирует белорусов быть активными на рынке труда, не покрывает риски и не дает возможности обеспечить даже физическое выживание, не говоря уже о затратах на мобильность и повышении квалификации за свой счет.

Официальная безработица в Беларуси — 1%.

Безработных в Беларуси в 2016 году может стать в 2,5-3 раза больше

Международная организация труда оценивает уровень безработицы в Беларуси в 6,2%. Такой показатель ничем не выделяет нашу страну ни по сравнению с Россией и Казахстаном, ни по сравнению с Западом. Эксперты называют этот уровень безработицы естественным. Именно такой необходим рынку труда, чтобы у работников не терялся стимул повышать квалификацию и быть мобильным.

Однако в Беларуси нет адекватной защиты этих шести процентов — то есть порядка 250-300 тысяч человек и их семей.

– Проблема в том, что в нашем случае пособие по безработице получает меньше четверти от этих 6%. В результате экономика теряет платежеспособный спрос, который мог бы быть поддержан за счет выплаты более высокого пособия по безработице, и стимулировал бы работников быть более активными на рынке труда, – считает эксперт.

Повышение пособия по безработице может снизить издержки нанимателей, при этом сохраняя работников в шаговой доступности в случае улучшения конъюнктуры.

Дипломированных специалистов много, но работать им негде

Центр социальных и экономических исследований CASE-Беларусь проводит исследование по оценке того, насколько в белорусской экономике сбалансировано соотношение спроса на труд и предложения с точки зрения квалификации. По мнению Владимира Валетко, исследование поможет найти решения в области перекосов регулирования заработной платы, повышения качества профессионального и высшего образования, сближения его с требованиями рынка труда. Все вместе это позволит увеличить эффективность предприятий – за счет роста производительности.

Начиная с 2011 года на рынке труда Беларуси пересеклись тенденции усиления структурной безработицы и, наоборот, снижения темпа создания рабочих мест. Появилось много специалистов, на которых нет спроса. Это связано с негибкой системой образования, которая готовит специалистов без учета потребностей нанимателей.

– Ситуация остается обостренной, хоть два последних года показали, что высшее образование постепенно адаптируется к снижению количества вакансий. Если еще в 2011 году на 10 тысяч населения приходилось 470 студентов, то в 2015 году — 350, – комментирует Владимир Валетко.

При этом профессиональное образование по-прежнему уступает высшему: 76 учащихся на 10 тысяч населения. Соотношение студентов средних специальных и профессиональных учреждений образования и университетов равно 20/80. В то время как спрос на рынке труда обратный – 80% специалистов с профессиональными умениями и 20% специалистов с высшим образованием.

Уволить vs переподготовить

Как показали результаты прошлого исследования CASE-Беларусь, конкурентоспособности рынка труда мешает то, что бремя неэффективной занятости в стране переложено с плеч государства на нанимателей.

Это блокирует динамичность рынка труда и наносит больше вреда, чем пользы всему обществу, считает эксперт. И перенести это бремя обратно на государство можно также путем увеличения пособия по безработице.

— Пока в Беларуси защищаются не безработные, а рабочие места, что влечет за собой целый веер издержек, которые ложатся на себестоимость, – от содержания и отопления избыточных площадей до штатов управления, — поясняет эксперт. — Без отказа от защиты неэффективных рабочих мест снизить себестоимость продукции не получится.

После повышения пособия по безработице становится возможным снижение размера выходных пособий с 3 до 1,5 среднемесячных заработков при сокращении численности или штата работников. По мнению Владимира Валетко, как минимум необходима отсрочка получения пособия по безработице на период, за который выплачивается выходное пособие – сейчас после сокращения безработному гарантируется сохранение уровня потребления в течение 3-х месяцев в соответствии с установленным размером выходного пособия и одновременно он может в течение данных 3-х месяцев получать пособие по безработице.

– В любом случае эта социальная гарантия применяется ограниченно, но ее присутствие в законодательстве может вынуждать нанимателей с целью снижения затрат не продлять контракт с более ценными работниками, сохраняя менее производительных, чтобы не платить выходное пособие. Тем самым снижается производительность организаций, – объясняет Владимир Валетко.

Эти шаги, однако, не изменят ситуацию, если не предпринимать реальных мер по реструктуризации предприятий, убежден аналитик. Ведь в промышленности издержки на оплату труда вместе с отчислениями в Фонд социальной защиты населения составляют всего порядка 17% от себестоимости продукции.

— Хотя к этому надо добавить и холостые затраты на защиту рабочих мест, которые никто не считает, — замечает эксперт.

Помочь правительству выполнить задачу по снижению себестоимости может программа социально-ответственной реструктуризации предприятий, которая применяется во многих странах.

Региональные программы реструктуризации малоэффективных и убыточных предприятий предполагают вместо увольнения людей, создавать пул работников, которым на несколько месяцев сохраняют трудовые книжки на предприятии. С ними проводят консультации, разрабатывают индивидуальные планы развития карьеры и помогают найти дальнейший путь в работе вне предприятия.

В 2013 году международная компания, которая выступила в Беларуси в качестве консультанта, обучала представителей профсоюзов, предприятий и районных администраций запуску этого механизма. Но несмотря на то, что в Беларуси разработана методика работы программ социально-ответственной реструктуризации предприятий, они у нас все еще не используются.

– За первые годы мы могли сделать несколько пилотных проектов по внедрению программ социально-ответственной реструктуризации в регионах и на их опыте учиться совершенствовать законодательство, – заключает эксперт.

Впрочем, программы социально-ответственной реструктуризации требуют времени и инвестиций. Поэтому более вероятно, что предприятия будут и дальше двигаться в практике массовых сокращений работников, непродления контрактов.

Трудиться у частника или горбатиться на государство: когда белорусы будут работать с полной отдачей? Вакансии: где искать работу в кризис? Как госпредприятиям избавиться от лишних работников, не выбрасывая их на улицу

  • Оцени статью:
  • Проголосовало: 5
  • Балл: 5