Эксперт: Если уповать на мировой кризис, восстановитьэкономику не получится

Внутренняя экономика Беларуси может заработать те самые 3 миллиарда долларов, которые правительство ищет у внешних кредиторов.

Белорусские предприятия достаточно проинвестированы для конкурентной борьбы, заявил глава Центра бизнес-развития, директор обувной фабрики «Батичелли» Наум Кацна международном симпозиуме «Образование в интересах устойчивого развития для всех поколений – социальный договор», но эффект можно получить только при правильном управлении.

— В 80% бизнес в мире относится к категории акционерного управления, где предприятием распоряжается наемный менеджер. В Беларуси же директора провозгласили себя хозяевами. Но в отличие от настоящих собственников, управленцы не знают, чего и сколько они хотят получить от своего производства, — говорит Наум Кац.

Ни одно белорусское предприятие не связано с мировой экономикой, не находится в цепи мировых производителей. Проблема в том, что не была вовремя изменена модель управления и производства, белорусская техника не стала более современной и конкурентной, считает бизнесмен.

– Видел, какие шасси для белорусского автобуса со ступеньками производит МАЗ. Кажется, что в семидесятые годы, когда я работал на «Гомсельмаше», мы, ученики-слесаря из техникума, сверлили лучше. И тут же вижу немецкие шасси для плосконапольного автобуса – загляденье. И причем тут кризис? – говорит Наум Кац.

Чтобы принимать решения о проведении реформ, продаже предприятий или любой смене курса, следует разобраться в том, что происходит сейчас, проанализировать прошлое испрогнозировать будущее.

– Когда мы проанализировали прошлое, увидели, что динамика синусоиды нашей экономики не связана с синусоидой мировой экономики.Местами они были противоположными: там рост, у нас падение и наоборот, – говорит Наум Кац.

По мнению главы Центра бизнес-развития, белорусская экономика до сих пор стремится производить больше и больше.

В период первичного роста экономики, стране нужны были просто подготовленные специалисты, занимающие места на растущих предприятиях.

Позже,когда спрос стал падать, промышленности не мешало бы снизить объемы производства.Было самое время менять стратегии развития компаний и сфер экономики, готовить специалистов, способных проводить анализ работы предприятий, разрабатывать стратегии и управлять компаниями при разных обстоятельствах.

– В этом году я проанализировал работу двадцати предприятий. У всех была одна системная ошибка и одна конкретная проблема, не связанная ни с каким мировым кризисом, – комментирует Наум Кац. — Если мы будем уповать на то, что на ситуацию внутри страны влияют мировыепроцессы, а не работа конкретных предприятий, то восстановить экономику не получится.

Руководители, которые ориентируются все еще на линию роста,в изменившихся условиях экономики не знают, что делать, уверен Наум Кац.Нужны менеджеры, думающие, как заработать.

Готова ли система образования к опережению?

Об опережающем образовании и изменении образовательной системы в направлении устойчивого развития говорили эксперты на международном симпозиуме «Образование в интересах устойчивого развития для всех поколений – социальный договор», организованном ассоциацией Образование для устойчивого развития, Министерством образования, Белорусским государственным педагогическим университетом им. Максима Танка и зарегистрированным обществомWissenschaftsladenBonne.V. (Германия).

– Образование может стать паровозом, который выведет экономику вперед, поскольку в образовании моделируются новые образцы социальной жизни, – отметил, выступая на симпозиуме ректор Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка Александр Жук.

Беларусь, имея ограниченный доступ к природным ресурсам и небольшую численность населения, может рассчитывать только на интеллектуальный потенциал нации, считает первый заместитель министра труда и социальной защиты Андрей Лобович.

Чтобы обучить «инновационного человека», придется обновить содержание, структуру и организацию образования, уделить больше внимания непрерывному обучению, приблизить образовательные процессы к современным запросам общества.

По мнению доцента кафедры педагогики и менеджмента образования Академии последипломного образования Софии Савеловой, идея устойчивого развития как нового этапа цивилизационного развития не может происходить по указке.

– Если она будет развиваться по указке, произойдет подмена понятий, люди будут видеть в устойчивом развитии негатив, потому что кризис все равно будет нарастать. Это приведет не только к дискредитации самой идеи, вместе с этим закроются все перспективы для устойчивого развития общества, – говорит эксперт.

Прежде чем давить на систему образования и модифицировать ее всю, следует поддержать тех, кто заинтересовался образованием в интересах устойчивого развития, стимулировать расширение круга учреждений, работающих на внедрение принципов устойчивости.

Сейчас развить сеть заинтересованных в современном устойчивом образовании могут открытые диалоговые площадки и сотрудничество различных структур. Чем шире будет круг внедряющих инновации, придерживающихсяв обучении идеи устойчивого развития, тем больше шанс повлиять на всю структуру образования.

  • Оцени статью:
  • Проголосовало: 4
  • Балл: 4.8