Как минчане заставили столичные власти отчитываться за трату бюджетных денег

Белорусы стали активнее качать свои права.

В 10% случаев чиновники отвечают отписками на обращения, отправленные в госструктуры через сайт проекта «Удобный город».

– Больше всего отписок мы получаем от Министерства внутренних дел. Это исключительно формальные письма в духе – все и так хорошо, а вам не стоит волноваться, – говорит руководитель проекта Владимир Ковалкин.

В качестве примера он приводит нашумевшую историю о возможном отчислении кадетов, выложивших в социальных сетях фотографии с изображением на майках «Пагоні».

После этого случая почти 600 активистов подписались под обращением в пять госорганов, включая МВД, в котором просили объяснить сотрудникам, что национальные исторические символы в стране не запрещены, поэтому не стоит задерживать тех, кто их использует или демонстрирует. Из МВД ответили, что в органах «проводится профессиональная и служебная подготовка, информационно-пропагандистская работа, обеспечивается контроль соблюдения требований по использованию государственных символов».  

Улады спалохаліся папулярнасці «Пагоні»?

Другой красноречивый случай — ответ администрации Первомайского района Минска на обращение жителей многоэтажки на улице Белинского. Жильцы дома, расположенного напротив здания РУВД, обратились с просьбой заменить установленные там знаки «Остановка запрещена» на знаки «Парковка запрещена», чтобы они могли останавливаться хотя бы для того, чтобы высадить пассажиров возле подъезда. В ответе ведомство сообщило, что движение транспорта в конфликтном месте организовано оптимально и «внесение изменений в существующую схему организации дорожного движения по улице Белинского не требуется».

«Но не все так плохо, как мы привыкли думать»

За несколько месяцев работы сайта проекта «Удобный город» жители Минска создали 118 петиций, собрали под ними почти 5 тысяч подписей и получили более 39 ответов. Около 5% обращений отсеиваются из-за отсутствия конкретных предложений или вопросов по существу.

Все петиции, размещенные на сайте, изучает юрист, который помогает «перевести» содержание на язык, понятный для госслужащих.

— На юридически грамотно оформленные обращения чиновники обычно отвечают точнее, чем на письма в виде лозунгов и общих призывов, — отмечают создатели сайта.

Опыт их работы доказывает, что чиновники не так плохо взаимодействуют с населением, как общество привыкло думать.

– Не стоит бояться высказывать свои идеи и отправлять чиновникам предложения как на локальном уровне, так и на республиканском, – считает Владимир Ковалкин.

Случаи, когда госслужащие помогали решить конкретные проблемы, уже есть. Например, успешно закончилось просьба, отправленная администрации Минска, публиковать отчеты об исполнении бюджета города. Сейчас на сайте Мингорисполкома можно познакомиться со списком расходов бюджетных средств города.

Белорусская железная дорога после обращения неправильно оштрафованных пассажиров за провоз велосипедов в поездах признала ошибку контролера и вернула сумму штрафа.

Ответы госструктур на обращения зависят от личности чиновника, от ситуации с финансами и возможностей в действительности повлиять на ситуацию, считает Владимир Ковалкин.

Чаще чиновники отвечают конкретно и по существу на те обращения и петиции, которые собирают больше подписей.

– Чиновник видит, что проблема заботит большое количество граждан, и более внимательно относится к такому обращению, – объясняет эксперт.

Лучше всего госструктуры отвечают на петиции, связанные с регулированием ситуации, с решением торговых вопросов и вопросов ЖКХ.

Гражданское общество менее активно, чем население?

В отличие от гражданского общества, которое не сильно заинтересовалось проектом, жители города стали активно использовать возможности ресурса для составления обращений в разные инстанции. Правда, первое время около трети зарегистрировавшихся пользователей сайта давали недостоверные данные о себе. Но постепенно доверие к сайту выросло.

Люди активнее подписываются под петициями масштабного характера, направленными на решение проблем и ситуаций, охватывающих в целом город или страну.

Владимир Ковалкин уверен, что проект помогает составлять обращения и петиции в такой форме, которую не проигнорируют чиновники. А участие в создании и продвижении петиций, особенно тех, которые помогли решить проблему, подтолкнет население активнее отстаивать свои права, охотнее общаться с госорганами и включаться в общественную жизнь.

Пока проект сосредоточен на обращениях в инстанции Минска или республиканские ведомства, расположенные в столице. В планах — вывести проект на всю страну.

  • Оцени идею:   
  • Проголосовало "ЗА": 21
  • "ПРОТИВ" : 0