Какие «локомотивы экономики» могли бы вытащить белорусов из кризиса

Есть ли в Беларуси отрасли, которые могли бы стать драйверами роста даже при низких ценах на нефть?

Еще полтора года назад некоторые белорусские эксперты предупреждали, что страна имеет дело не с очередным и кратковременным кризисом, как это было в 2008 году, а входит в совершенно новую экономическую реальность. Мол, эпоха высоких цен на нефть закончилась, а вместе с ней – и сытая жизнь белорусских предприятий. 

Сегодня эти прогнозы выглядят еще более убедительными.

В связи с этим возникает вопрос: если традиционные отрасли белорусской экономики больше не справляются с вызовами времени, то, возможно, стоит искать им замену? И вообще – какие направления могли бы стать перспективными для развития белорусской экономики?

Дань традициям: машиностроение

Как замечает доктор экономических наук Борис Желиба, у Беларуси еще с советских времен сложилась определенная специализация.

– Это машиностроение, транспортное машиностроение и сельскохозяйственное машиностроение, — говорит эксперт. — Эти отрасли и сейчас остаются у нас наиболее технологически продвинутыми. Думаю, что нужно их несмотря ни на что и дальше развивать. Но для этого необходимы капитал и современные технологии, которые находятся на Западе. А не в Китае или России.

По словам экономиста, чтобы эти ресурсы пришли в белорусскую экономику, нужно приближать ее к рыночным стандартам.

— К сожалению, руководство Беларуси этого как не хотело, так и не хочет делать. Оно готово пойти только на минимальные реформы, которые необходимы для дальнейшего нахождения у власти, — считает Борис Желиба.

Каких реформ хотят белорусские чиновники

Без капиталовложений и современных технологий ни одна из отраслей не способна сегодня стать серьезным драйвером развития белорусской экономики.

— Мы можем только сидеть и ждать, когда вырастут цены на нефть и калийные удобрения, что приносит нам около половины всей валютной выручки, — прогнозирует эксперт.

Борьба за новые ниши

Как рассказал в комментарии Завтра твоей страны аналитик проекта BIPART и руководитель проекта «Кошт урада»  Владимир Ковалкин,  крупных драйверов для развития белорусской экономики пока не наблюдается.

— Та же сфера ITили логистика – это все, конечно, интересно, однако в масштабе всей экономики они пока занимают недостаточно существенную долю, — поясняет аналитик. — Думаю, что сегодня заменить с точки зрения добавленной стоимости количества рабочих мест тот же МАЗ, МТЗ и прочие промышленные предприятия эти отрасли не в состоянии.

По словам собеседника, в Беларуси есть отдельные интересные направления бизнеса и единичные перспективные компании:

— Уникальные нишевые проекты действительно существуют. Взять, к примеру, компанию «Алютех», которая занимается изготовлением ворот-роллет и даже смогла стать крупнейшим производителем в Восточной Европе. Это хороший пример конкретного предприятия, но в целом отраслей, которые могли бы серьезно потянуть все за собой, в Беларуси пока нет. Их нужно создавать с чистого листа.

Особое внимание - социальным факторам

По мнению специалиста Центра CASE Belarus Дмитрия Бабицкого, теория про «локомотивы экономики» и некие драйверы роста – ошибочная.

— Сомневаюсь, что государство может направить инвестиции в конкретную сферу, которая вытащит всю экономику, — говорит он. – Это напоминает поиск «вечного двигателя», что вряд ли возможно.

Экономист считает, что во время кризиса властям стоит уделить больше внимания социальным программам, которые позволили бы абсорбировать экономические шоки. О чем идет речь?

— Во многих сферах происходят массовые увольнения, — поясняет эксперт. — И в этих условиях важно дать людям возможность заработка. В соседних странах, например, власти в тяжелые времена даже закрывали глаза на некую полулегальную деятельность. Мы помним, как к нам приезжали польские торговцы в начале 1990-х. И после того, как поляки несколько лет так поездили, у них накопился капитал и многие их них стали бизнесменами.

Собеседник полагает, что белорусским властям следует идти этим же путем – дать людям максимум свободы на местах, чтобы они самостоятельно зарабатывали.

— К сожалению, в последнее время мы видим совершенно иные сигналы – контрольные закупки, ловят людей, дают штрафы. Я не призываю всех в серую сферу уйти, но для части общества это может быть определенной отдушиной, — говорит Дмитрий Бабицкий.

Драйверы есть, но нужно время

Как замечает председатель Белорусской научно-промышленной ассоциации Александр Швец, международные финансовые институты неоднократно советовали, какие отрасли было бы перспективно развивать в Беларуси.

— Это информационные технологии, сельское хозяйство и переработка сельскохозяйственной продукции, а также производство автокомпонентов, — говорит эксперт.

В целом он с этим соглашается. Но, на его взгляд, переориентацию экономики Беларуси на более прогрессивные кластеры невозможно сделать за год или даже за три.

— Это такая структура, которая может начать меняться более или менее ощутимо через 5-10 лет, — отмечает Александр Швец.

Также, по мнению собеседника, такое переориентирование не может быть средством решения нынешних экономических проблем. Почему?

— Есть такая старая русская поговорка – лошадей на переправе не меняют, отмечает Александр Швец. — То есть, когда идет такой большой экономический спад, в это время менять структуру экономики – не самый лучший вариант.

Однако есть вопрос, а сколько, еще может протянуть экономика, если не менять ее структуру?

По мнению собеседника Завтра твоей страны , должно быть множество мероприятий до начала таких реформ.

– Это подготовка законодательства, ресурсной базы, формирование финансовых резервов. Не только правительство, но и население должно быть готово к таким изменениям, — замечает Александр Швец.

  • Оцени статью:
  • Проголосовало: 25
  • Балл: 4.4