Репетитор Ева Гилевич: уберите отметки в школе, и дети начнут учиться, а не зарабатывать баллы

Научиться математике на четверку, рассказать стихотворение на семь, подтянуться на десять, списать контрольную по химии на шесть — это ли смысл образования как такового? Отчего весь учебный процесс превратился в гонку за отметками в дневнике и чем это нам всем грозит? Поразмышляем вместе.

Ева Гилевич  — репетитор по английскому и белорусскому языкам центра «100 баллов». Окончила МГЛУ, волонтер на курсах белорусского языка «Мова Нанова». Фото: Алексей Матюшков, Оnliner.by

Первый класс с отсутствием отметок — единственное райское время для юных школьников и их родителей. Абсолютно логичная мотивация такого подхода — не отбить на первых порах желание учиться у первоклашек. Именно учиться, постигать новую информацию и не бояться ошибаться в процессе. Ко всему этому добавляются игровые формы обучения, всевозможные групповые и парные виды работы, интерактивные средства — в общем, сказка, а не школа.

Но почему этому суждено так скоро закончиться? Почему вместо интереса к самому́ процессу учиться и познавать добавляют отметки, которые в конечном счете затмевают всё и становятся самоцелью? Ведь, учитывая качество нашего образования, за отметками чаще всего нет знаний. Отметка в нашей школе — это задания, выполненные с определенным количеством ошибок, списанная из решебника домашка, скачанный из интернета реферат, ну или вовсе — заслуги по макулатуре или хоккею перед Отечеством.

Также возникает вопрос о том, за что по факту ставится отметка. Представим стандартную ситуацию: один ученик имеет прекрасные способности к предмету — выполняет задание в два счета и идеально. Второй ученик не блещет умом, но жутко старается, тратит уйму времени, решает задачу, но с ошибками. Безусловно, первый персонаж получит свое «отлично». А что второй? Ведь преподаватель обязан оценить работу по факту: понимает туго, делает долго, есть ошибки. Несомненно, отметка этого ученика будет ниже. Но! Так мы оценим только результат. А старания, рвения и упорство не учитываются? Допустим, преподаватель принимает все вышеперечисленное во внимание. Но если поставить двум ученикам одинаковые отметки, хоть и полученные из разных результатов, но с учетом усилий, начнутся возмущения со стороны первого ученика. А если поставить отметки по факту — обиды и спад мотивации у второго. Вот какая ловушка кроется в самóй системе оценивания через отметки. При том что сам смысл выполненного двумя учениками задания — научиться, а не решить без ошибок. Так если оба достигли цели — кто с ошибками, а кто без, — за что ставить разные отметки?

Получается, ученику ставят отметку не за усилия и желание разобраться в предмете, а за готовность удобным для него способом выполнить определенное задание преподавателя и вернуться в зону комфорта до следующего вызова к доске. Ну а рассчитать, когда он будет, — нехитрое дело. Такой способ взаимоотношений ученик — преподаватель постепенно укрепляется из года в год, укореняется в сознании детей и вырастает в модель поведения взрослого человека во взрослом обществе на всех уровнях жизни.

К тому же нельзя не поднять больной вопрос о сути всего того, что кроется за названиями школьных предметов, по которым и выставляются отметки. Умея решать абстрактные задачи о воде и двух бассейнах, дети никогда не видели, как это происходит на самом деле. Зная кучу отдельных английских слов и тем, проблема поговорить по Skype со сверстником из Европы так и остается проблемой. Изучая множество видов червей по биологии, школьники элементарно не знают названий деревьев и чем кормить птиц зимой.

«Без отметок — это утопия!» — скажете вы. Нет. Безотметочное обучение не значит безоценочное, это просто другой подход к системе оценивания. Например, в Финляндии с 1-го по 3-й класс отметки в любых вариантах отсутствуют, а до 7-го класса применяется вербальная оценка: посредственно, удовлетворительно, хорошо, отлично. Во многих странах безотметочный принцип применяется на протяжении всего обучения в начальных классах. Смысл в том, что система контроля и оценки не может ограничиваться только проверкой усвоения знаний и выработки умений по конкретному учебному предмету в результате. Она должна ставить более важную задачу: развивать у школьника умение учиться и работать с новой информацией, критически оценивать свою деятельность, находить собственные ошибки, искать пути их устранения. А задача педагога — учить учиться. К счастью, у нас проводятся учебные эксперименты по безотметочному обучению, которые дают свои неоднозначные отклики со стороны учеников, учителей и родителей. Но только эксперименты, не больше.

А пока — чему мы учим, за что ставим отметки и почему потом за них ругаем наших детей? Вопросы к каждому взрослому. Ведь дома у ребенка именно мы с вами в первую очередь с порога спрашиваем, что он получил, вместо того чтобы поинтересоваться, понравилось ли ему сегодня в школе, что нового он узнал и чему научился.

  • Оцени статью:
  • Проголосовало: 9
  • Балл: 4.6