Когда белорусы смогут по мобильнику получать все госуслуги, а чиновников заставят вести блоги?

Чем электронное правительство удобно для граждан и полезно даже для недемократичной власти.

Электронное правительство – это не только удобство государственных услуг для обычных людей, но и существенная экономия бюджетных денег, а также полезный инструмент для превентивного исправления недостатков государственной системы. Как далеко продвинулся в построении электронного правительства Казахстан и что планируется внедрять в Беларуси?

 «Сэкономили 1400 тонн бумаги»

В Казахстане строят электронное правительство с 2004 года. Для тех, кто не знаком с опытом казахских реформ,  такая инициатива центральноазиатской страны может выглядеть даже смешно.

– Сначала анекдоты сочиняли про электронное правительство в Казахстане, – говорит Талгат Ешенкулов, заместитель заведующего Счетным комитетом Республики Казахстан. – А теперь всем этим пользуемся.

От регистрации бизнеса и выдачи 100% лицензий до услуг после рождения ребенка (присвоение имени и фамилии, назначение госпособия на него) – все это в Казахстане теперь делается быстро и просто на электронном портале. Сокращается документооборот, повышается прозрачность процедур, исчезает пространство для кумовства и коррупции.

– 70 млрд тенге (около 0.5 млн долларов) и 1400 тонн бумаги сэкономлены за счет оптимизации и интеграции, – отмечает казахский эксперт.

Даже через смартфон с казахским приложением «Электронное правительство», куда загружена ваша электронная подпись, можно на ходу получать все государственные услуги (для старых телефонов большинство этих услуг доступны через SMSи USSD-запросы).

Те же услуги доступны и по телефонному звонку, через единый колл-центр (где среднее время ожидания на линии составляет всего 29 секунд – не каждый банк может похвастаться такой оперативностью). Но популярность колл-центра уже начинает падать: казахам стало проще пользоваться более современными электронными сервисами.

К тому же все руководители госорганов должны вести блоги и отвечать в них на запросы граждан.

Электронное правительство против революций

Почему Казахстан проявляет такую активность в обустройстве электронного правительства?

– Когда люди недовольны работой правительства, они выходят на улицу и это приводит к разным неприятным ситуациям, – деликатно замечает Талгат Ешенкулов.

Чтобы предотвратить и это в том числе, в Казахстане через интернет проводятся открытые обсуждения всех принимаемых нормативно-правовых актов. Там же можно посмотреть на открытые бюджеты всех государственных органов. А если казахам что-то не нравится, они могут тут же, на месте, написать свои предложения и даже собрать подписи под соответствующей петицию. Конечно, такой протест власти куда полезнее и удобнее, чем обозленная толпа на площади.

Казахский опыт демонстрирует, что электронное правительство может быть полезно даже для не самой демократической власти. При этом, конечно, оно приносит экономическую пользу и просто удобно для всех граждан.

– Электронные сервисы стоят в итоге меньше, чем они помогают сохранить бюджетных денег, – подтверждает Давид Кизирия, советник Администрации президента Украины и профессор IIiaStateUniversity (Грузия).

Электронная Беларусь: первые нетвердые шаги

– Государство должно отчитываться о своих решениях там, где граждане могут это увидеть, – справедливо замечает Сергей Шавров, замдиректора НИРУП «Институт прикладных программных систем».

В качестве примера успешно реализованных шагов Беларуси в сторону электронного правительства он привел сайт Общегосударственной автоматизированной информационной системы. Вероятно, вы читаете о ней впервые, и это неудивительно. Помимо того, что технически сайт выполнен далеко не идеально, постоянно выдает ошибки, на нем, к тому же, представлен и крайне скудный выбор услуг. Так, физические лица могут пройти сертификацию профессиональных бухгалтеров, просмотреть сведения в Торговом реестре и в Реестре бытовых услуг, а юрлица – еще и подать заявления для включения в эти реестры.

Даже беглое сравнение с тем же казахским аналогом демонстрирует, сколь Беларусь далека от полноценного электронного правительства.

– Нет потока электронных данных от граждан, не наступают стадии интерактивности и социальной подотчетности, нет политики перехода на цифровые архивы, – перечисляет Сергей Шавров.

Нет и самого основного: еще не принято решение о способе идентификации граждан в электронном правительстве, нет личных кабинетов с доступом к персональным данным.

Что же касается успешных примеров, то Сергей Шавров вспомнает новую инициативу Центра информационных технологий Мингорисполкома – мобильное приложение «Мой город / 115.бел», сделанное по образцу аналогичного эстонского. Оно позволяет оперативно сообщать о проблемах городского хозяйства и жилищно-коммунальных услуг и в течение 8 дней получать ответ от компетентных служб.

Строим bigdata, а нужна прозрачность

Впрочем, по мнению независимых экспертов, некритичное использование прогрессивного опыта в построении электронного правительства не всегда идет стране на пользу:

– Эстонский или корейский опыт надо применять осторожно, – отмечает Марина Соколова, консультант e-belarus.org. – Эстония все же маленькая страна, а в Корее на электронное правительство во время его становления шел 1% ВВП. Все это не про Беларусь. Нам, скорее, надо учиться на их ошибках.

Пока же эксперт недовольна тем, как Беларусь расставляет приоритеты в развитии электронного правительства.

На данный момент этот процесс регулируется постановлением коллегии Минсвязи от 30.09.2015 №35 «О предварительных итогах реализации стратегии развития информационного общества в Республике Беларусь на период  до 2015 г. и проекте Стратегии развития информатизации в Республике Беларусь на 2016 – 2022 годы». Что скрывается за длинным бюрократическим названием?

За ближайшие 7 лет государство хотело бы довести долю административных процедур и государственных услуг, предоставляемых в электронном виде, до 75%. Электронный документооборот должен достичь 95%, а в медицинской документации – 100%. Запланировано «не менее 100 открытых наборов данных», что бы это ни значило. Должно быть 80% открытых образовательных ресурсов.

Конечно, такие индикаторы никуда не годятся. Совершенно непонятно, какие образовательные ресурсы и насколько будут открыты, а главное – для кого. Что за «100 открытых наборов данных»? За такой индикатор можно выдать вообще что угодно, а потом отчитываться об успешном построении электронного правительства и информационного общества в Беларуси.

Отдельный вопрос – 100% открытость медицинских данных. Марина Соколова напоминает, что в такой деликатной сфере сразу встает вопрос безопасности и доступа к этой информации. И речь даже не о незаконном проникновении, хакерских атаках, а о доступе самих государственных органов к такой документации. Хочет ли человек, чтобы подробности его визита к врачу и поставленные диагнозы стали достоянием местной администрации или государственного работодателя?

Развитие электронного правительства, построение систем с большими данными (bigdata) требует соответствующего обновления законодательства. Сегодня для Беларуси представляется более актуальным совсем другое: не наращивание объема информации о гражданах у государственных органов, а увеличение прозрачности власти для простых людей.

Справка «Завтра твоей страны»:

Дискуссия об электронном правительстве для Беларуси проходила на конференции «Поиск нового баланса: как сделать систему госуправления соответствующей вызовам, стоящим перед Беларусью», организованной Белорусским институтом реформы и трансформации публичного администрирования (BIPART) и Белорусским институтом стратегических исследований (BISS).

Без права доступа: почему чиновники в Беларуси работают за закрытой дверью

  • Оцени статью:
  • Проголосовало: 14
  • Балл: 4.4