Как защитить любителей натуральных продуктов  от подделок

Найти органическую продукцию в белорусских магазинах не так-то просто. Зато часто попадаются на глаза надписи «organic» на упаковках продуктов, которые очень далеки от экологически чистых.

Пока фермеры и производители реагировали на возросший запрос потребителей на органику, их место заняли более находчивые компании, наполнив полки магазинов псевдо-органической продукцией.

Как производители дурят любителей натуральных продуктов (фото)

Органическими можно считать продукты полностью натурального происхождения, не подвергавшиеся воздействию синтетики и химии. Они выращены без использования химических удобрений или пестицидов, антибиотиков, добавок, ускоряющих рост и развитие растений. Производители органических продуктов не добавляют в них генномодифицированные компоненты, искусственные стабилизаторы, усилители вкуса, красители, консерванты или другие синтетические добавки.

Отличить настоящие органические продукты от псевдо-органики несложно. Нужно искать на упаковке специальный знак органической сертификации.

Производители, желающие успешно торговать органической продукцией, должны быть сертифицированы аккредитованной компанией. Это длительный процесс, занимающий до 3 лет. На упаковке органического продукта также есть ссылка на номер сертификата и название организации, которая его выдала.

Мода на органику пришла, но свои производители еще не созрели

В Беларуси нет внутренней сертификации. И лишь один белорусский фермер имеет сертификацию стандарта Евросоюза на продукцию, которую продает на внутреннем рынке. Еще десять фермерских хозяйств готовятся получить такие сертификаты.

— Продукция фермерств, проходящих период адаптации, в общем уже соответствует требуемым стандартам, — комментирует специалист по органическому сельскому хозяйству Агро-Эко-Культуры Лана Семенас.

Есть и перерабатывающие предприятия, соответствующие требованиям ЕС к органическим товарам. Но они работают только на экспорт.

При этом органическая продукция в Беларуси востребована. Это доказали исследования общественного объединения Экодом и Института социологии БГУ. В первом случае 95% опрошенных сказали, что хотели бы покупать органические продукты, во втором – около 90%.

— Белорусы даже организовывают потребительские кооперативы, чтобы вместе покупать продукцию у фермеров, — рассказывает Лана Семенас.

Органика дорогая и недоступная?

Сооснователь проекта Органик Бизнес (Украина) Елена Березовская говорит, что украинцы могут покупать органические продукты полными потребительскими корзинами.

— Органические продукты не так уж и дороги, если учесть, что правильное питание позволит покупать меньше лекарств и оздоровительных медицинских комплексов, — подчеркивает эксперт.

В Украине органическая продукция находится в среднем ценовом сегменте. И выбор там намного шире: несколько сотен сертифицированных фермерских хозяйств против нашего одного.

В Беларуси, по мнению специалиста по органической сертификации и совладельца магазина ЭкаЕжа Дмитрия Лутаева, ценовая разница слишком ощутима.

— Если бы разбежка в цене была, как в Европе, на 20-30%, то покупатели бы без проблем отдавали за органику такие деньги. Но у нас часто разница в цене достигает 1,5-2 раз, — объясняет Дмитрий.

Потенциальные покупатели органической продукции не готовы платить за нее намного больше, чем за обычные товары. А фермеры рассчитывают продавать почти по европейским ценам – на порядок выше привычных белорусам. С одной стороны, большие затраты на производство продукции, высокий спрос и отсутствие конкуренции позволяют диктовать условия на рынке. Но благосостояние белорусов заметно упало, и регулярно тратить большие суммы на органику мало кто готов.

Где купить органические продукты?

В Беларуси сложилась уникальная ситуация, когда потребители не знают, где купить экологически чистые продукты, а фермы — где их продать, подмечают эксперты.

Столичный супермаркет BIGZZ первым в городе попытался сформировать отдел, где около 70% ассортимента – органические продукты. По словам экспертов, первые шаги в этом направлении делает магазин Green. Есть также несколько специализированных магазинов: «ЭкаЕжа», «Тук-тук Латук» и «Биомаркет».

Как говорят эксперты, большое количество псевдо-органики на прилавках других магазинов создает настоящие проблемы для покупателей и производителей экологичных продуктов. Покупатели часто ведутся на броские упаковки. Однако найдя в составе синтетические добавки, теряют доверие к терминам «органик», «экологично». Из-за этого честные производители сталкиваются с проблемой сбыта. Еще хуже, если покупатели полностью доверяют этикетке, не проверяя состав продукта и наличие значка сертификации – они едят порой не самый полезный продукт, уверенные в его экологичности.

Ситуация с псевдо-органическими продуктами может измениться после принятия специального закона, который регулировал бы процессы производства органической продукции у фермеров.

В конце этого года правительство планировало утвердить концепцию закона об органическом сельском хозяйстве. Но год заканчивается, а документ еще не принят. По прогнозам экспертов, ждать вступление в действие нового закона можно не раньше 2018 года.

— Опыт других стран показывает, что с принятием закона развитие органического сельского хозяйства создавались условия для благоприятной работы, — комментирует Лана Семенас.

  • Оцени статью:
  • Проголосовало: 25
  • Балл: 5