Белорусские чиновники хотят реформ

Госслужащие готовы на экономические, но не на политические трансформации.

Белорусские чиновники выступают за проведение либеральных реформ, в первую очередь – в экономике и организации госслужбы. Они хотят повысить свою квалификацию, но не свою прозрачность для общества. Таковы основные результаты исследования Белорусского института стратегических исследований (BISS), представленного на круглом столе «Реформа государственного управления: необходимое условие структурных реформ».

Госслужащие на реформы согласны, ждут помощи от России и МВФ

Основной вопрос  всей белорусской политики – пойдет ли руководство страны на реформы? В целом чиновники высказались однозначно «за». Отвечая на вопрос «Нужны ли в Беларуси реформы?», 42% госслужащих говорят «да», еще 50% – «скорее да, чем нет». Примечательно, что оставшиеся  8% разделились между ответами «скорее нет, чем да» и «затрудняюсь ответить» – жесткий ответ реформам «нет» сторонников среди госслужащих не нашел.

Впрочем, мало выступать просто за реформы – еще надо определиться, в какую сторону двигаться Беларуси. Больше половины госслужащих  (56%) оказались здесь либералами: они выступают за снижение влияния государства и степени государственного контроля. А вот сторонников сильной государственной машины, верящих в необходимость  повышения влияния государства и усиления государственного контроля, набралось значительно меньше – 36%.

В целом такие показатели внушают оптимизм. Проведение реформ, причем именно в направлении либерализации политики – это именно то, чего от Беларуси ждут потенциальные кредиторы: Международный валютный фонд и Евразийский фонд стабилизации и развития.

Похоже, именно их и вспоминали белорусские чиновники, когда отвечали на вопрос «Кто может помочь Беларуси в проведении структурных реформ?» (можно было дать несколько ответов). По 34% набрали варианты ответа «Международные финансовые организации» и «Россия» (от которой фактически зависит выдача евразийского кредита). Менее популярные варианты – на втором месте с 18% каждый: Европейский союз и международные организации вообще. А вот от США помощи не ждет никто из белорусских госслужащих.

Реформами чиновники займутся сами и начнут с экономики

Помощь в реформах – это хорошо, но кто возьмется за основную задачу и будет разрабатывать реформы? В целом, чиновники предпочитают заниматься этим сами. Так, 78% высказались за вариант «Правительство, правительственные организации». На других общественных акторов чиновники не возлагают больших надежд.

От независимых исследовательских центров и независимых экспертов разработки реформ ждет 42% чиновников (годом ранее результат был выше – 54%). То же касается реформистского потенциала профессиональных союзов и ассоциаций: в 2014 году 30% считали, что и профсоюзы должны разрабатывать белорусские реформы, а теперь с этим согласны лишь 22%.

За год незначительно возросла вера в международные организации и их экспертов (с 28% до 32%) и в политическую оппозицию (с 6% до 8%). Но вариант самореформирования неизменно набирает 78%, оставаясь безоговорочным лидером. Таким образом, госслужащие Беларуси в основном считают реформы необходимыми и готовы брать на себя ответственность за их разработку.

Что же чиновники конкретно будут реформировать? В рамках исследования задавались вопросы о приоритетных реформах как для самой управленческой структуры, так и для страны в целом. Безоговорочный лидер – экономика, причем важность ее реформирования в глазах чиновников за последний год значительно выросла. С точки зрения управленческой структуры, экономика лидирует с 46%, хотя год назад было 30%. Для страны в целом экономика, по мнению госслужащих, еще важнее: год назад она лидировала с 40%, а сегодня это и вовсе 52%.

– Начинать надо с экономики, потому что если нет денег – невозможно решить и остальные проблемы, – согласен с белорусскими чиновниками Нерис Ясинавичюс, бизнес-консультант из Литвы. – А если начнутся изменения в экономике – они сами и приведут к изменениям в аппарате управления.

Реформировать реформаторов

Действительно, необходимость изменений в аппарате управления белорусские чиновники ставят на второе место. И не только они:

– Наш президент Назарбаев давно говорит: сперва экономика, а потом политика, – подкрепляет их выбор Нуржан Жапаркул, руководитель Научно-аналитического центра по изучению вопросов противодействия коррупции Академии госуправления при президенте Республики Казахстан.

Ожидаемо, что в отличие от экономики реформа госуправления самому госуправлению (22%) важнее, чем стране в целом (14%). Впрочем, в глазах чиновников эта реформа все равно гораздо важнее реформ в системе образования (2%), социального обеспечения (4%) или политической системы (8%).

Такой приоритет, конечно, можно рассматривать как обычный корпоративистский выбор. Без сомнения, при проведении опроса, к примеру, в университетах, приоритетность реформы образования набрала бы значительно больше, чем 2%. С другой стороны, именно сами чиновники, каждый день сталкиваясь с организацией системы госуправления Беларуси, замечают ее многочисленные недостатки.

Что бы чиновники хотели в этой системе изменить?

Непрозрачные меритократы

В первую очередь – это качество самих себя, механизмы отбора и повышения квалификации госслужащих. Так, лидером (52%) стало предложение «На государственную службу нужно принимать только по профессиональным качествам, а не по знакомству, лояльности организации или государству и т.д.». Чиновники здесь выступают за меритократию, веря в свои силы в честном карьерном соревновании. А чтобы сил было больше, они хотят учиться: 32% набрала идея «Профессионализм чиновников необходимо повышать посредством образовательных программ, программ обмена опытом, курсов повышения квалификации»

– Повышение квалификации значит, что у них уже есть что-то, а я бы сказал – им надо давать управленческую квалификацию, – был безжалостен к чиновникам Нерис Ясинавичюс.

Самые непопулярные у чиновников предложения реформ – это открытость перед обществом, гражданами. Слабее всего (12%) была поддержана идея «Государственные закупки должны быть прозрачными и открытыми для частного бизнеса», 16% – «Граждане должны получать полную информацию о распределении бюджетов, тратах, зарплатах представителей власти».

Это делает специфическим фокус идеи электронного правительства: хоть за развитие такой системы и высказалось 46% чиновников, но остается неясным, что же через e-government  смогут увидеть люди, если ни к бюджетам, ни к госзакупкам их не подпустят. Только заказывать справки через интернет?

Хотим учиться на Западе за счет государства, но преимуществом это быть не должно

Возвращаясь к повышению квалификации госслужащих – как конкретно это делать? Наиболее решительную, почти абсолютную поддержку (64% ответов «да», еще 34% – «скорее да») получила идея «При найме на госслужбу кандидаты должны проходить экзамен на уровень квалификации». Впрочем, сделать эту проверку постоянной, в виде ежегодной аттестации, чиновники не хотят: 44% ответили «скорее нет», еще 14% – «нет» решительное.

– По-человечески их можно понять, – заметила аналитик BISS Елена Артеменко, представляя результаты исследования.

Можно ли в Беларуси вырастить идеального чиновника?

Любопытно отношение белорусских госслужащих к западному образованию. С одной стороны, они оценивают его эффективность для повышения квалификации высоко. 24% полностью согласились, а 58% говорят «скорее да» предложению «Государственные служащие в Беларуси должны иметь возможность учиться в ЕС и США за счет государства, по аналогии с Казахстаном, Азербайджаном».

Что же будет после такой учебы? Чиновники повысят свою квалификацию и их придется в приоритетном порядке расставить на руководящие посты в белорусской системе? Оказывается, что нет (60%) и скорее нет (18%): чиновники не согласны с идеей, что «кандидаты с образованием, полученным в ЕС и США, должны иметь преимущество при найме на государственную службу».

Противоречия и вдохновение

Можно заметить, что взгляды чиновников зачастую противоречивы. Сложно представить себе коренные реформы в экономике, которые не потребуют столь же серьезных трансформаций в белорусской социальной политике. Как перестать учитывать при приеме на госслужбу признак лояльности государству без реформы политической системы? Зачем переучивать чиновников за бюджетный счет в Европе – а потом не считать это преимуществом при найме?

Однако сама готовность идти на либеральные экономические реформы (и немножко на реформу госслужбы) уже выглядит вдохновляюще. Как минимум, это могло бы стать значимым первым шагом в трансформации Беларуси.

**

Круглый стол и дискуссии проходили на конференции «Поиск нового баланса: как сделать систему госуправления соответствующей вызовам, стоящим перед Беларусью», организованной Белорусским институтом реформы и трансформации публичного администрирования (BIPART) и Белорусским институтом стратегических исследований (BISS).

Власти готовят демонтаж директивной экономики Почему у белорусской номенклатуры низкое качество?

  • Оцени статью:
  • Проголосовало: 7
  • Балл: 4.9