Новый взгляд на офис: как «заселить» пустующие в кризис большие помещения

Заполучить удобное рабочее место и познакомиться с нужными людьми, сэкономив на офисных расходах и аренде, позволяет новая концепция «совместной работы».

Первые места для совместной работы, так называемые коворкинг-пространства, появились в Соединённых Штатах Америки. Цель их создания была довольно прагматичной – сэкономить. Начинающие бизнесмены вскладчину снимали офис, покупали для совместного пользования мебель и оргтехнику, «делили» интернет. В таких местах можно было, как угодно, организовать пространство – выделить уголок и под кухню, и для официальных переговоров.

Со временем такая форма работы показалась довольно удобной и другим: например, фрилансеры – программисты, дизайнеры и журналисты, до этого работающие дома или в кафе, «переселились» в коворкинг-пространства.

Так начинал и «Фейсбук»

Со временем идея коворкинга вышла за рамки исключительно экономической выгоды и переросла в философию. Люди начали собираться по интересам для решения определенных задач. Например, широко известным в Америке стало коворкинг-пространство «GreenSpaces», которое включало энтузиастов, работающих с проектами экологической, социальной и благотворительной направленности. Однако чаще всего коворкинги все же — это бизнес-инкубаторы, то есть места, в которых работают начинающие бизнесмены, знакомятся, кооперируются и стартуют со своими проектами.

В белорусских коворкингах – такие уже появились – публика пока разнообразная. 

– Над своими проектами у нас работают команды IT-специалистов – им здесь легче организовать свой быт. Есть ребята, которые только собираются запускать свой бизнес, наверное, поэтому не торопятся вкладывать деньги в аренду полноценного офиса, смотрят, как пойдут дела, – приводит примеры управляющий коворкинг-пространства бизнес-клуба «IMAGURU» Евгений Пугач. – Есть у нас юристы, дизайнеры, которые работают на фрилансе. Много начинающих предпринимателей и стартапов, которые появляются, что-то пробуют, а потом решают – оставаться, расходиться или, с размахом запустив проект, переселяться в бизнес-центр. Многие известные проекты рождались в таких же условиях – тот же «Фейсбук»…

Коворкинг-пространство бизнес-клуба «IMAGURU». Фото: http://imaguru.co/ 

Работать в совместном пространстве удобно еще и потому, что нужные люди могут трудиться по соседству. Согласно международным опросам, 91% людей, выбравших коворкинг вместо офиса,  признаются, что благодаря этому у них получилось познакомиться и наладить связи с потенциальными партнерами, клиентами и новыми сотрудниками своих компаний.

– Для тех, кому нужен большой офис с табличкой на двери, гарантированной парковкой и бизнес-ланчем, мы вряд ли подходим. Тут нужно четко понимать: мы офисы в аренду не сдаем, мы организуем пространство для работы, встреч и профессионального общения, – отмечает Евгений Пугач. – Это как в библиотеке: пришел, а тебя ждет стол, стул и нужная книжка. Только наши «библиотекари» следят за порядком и подсказывают, кто в клубе чем занимается, с кем можно скооперироваться и по какой теме.  

Кроме того, коворкинг-пространство – это место, где проводятся тематические мастер-классы, лекции и семинары по темам, позволяющим расти и углублять профессиональные знания. Здесь может быть налажен «свободный обмен» профессиональной литературой, могут стоять тематические полки-буккроссинга.

В качестве приятных дополнений в белорусских коворкингах сегодня можно встретить небольшие детские площадки. Есть спортивные зоны (например, с гимнастическими тренажерами и столами для настольного тенниса) и уголки для отдыха и расслабления. По международной статистике: 70% коворкеров стали чувствовать себя здоровее после того, как ушли из душного официального офиса. Они связывают это с меньшим количеством стрессовых ситуаций в «свободном» рабочем пространстве и возможностью отдохнуть в течение дня.

Кому экономия, кому – гарантированный доход

Коворкинг в кризис может стать удобным способом сэкономить на аренде и офисных расходах, удержать небольшую фирму или проект на плаву, переждать трудные для организации времена и просто избежать лишних трат. Коворкинг-пространство позволяет не быть финансово привязанным к какому-либо офису: в нужный момент можно съехать или, наоборот, расшириться.   

Крупные предприятия-арендодатели, которые в кризис готовы снижать цены на свои помещения, большой конкуренции не представляют. Ведь, кроме как на стоимость, современный фрилансер или стартапер обращает внимание на саму идею и атмосферу коворкинга. Да и въезжать в пустое здание, без ремонта и основных удобств не так уж выгодно.  

Евгений Пугач, управляющий коворкинг-пространства бизнес-клуба «IMAGURU»

Если продвигать культуру коворкинга в Беларуси, делать ее более понятной не только фрилансеру, но и чиновнику, собственнику зданий, то ситуация может измениться в лучшую сторону, отмечает Евгений Пугач. Большие пустующие помещения можно сдавать частникам, которые, облагородив интерьер и снабдив комнаты хотя бы минимальным набором офисного оборудования, превратят невостребованные офисы и заводские склады в пространства для совместной работы.

– Осталось только убедить, чиновников и владельцев зданий, что гарантированные 5—7 евро за квадратный метр – это более выгодно, чем потенциальные 15—20 евро. 20 в кризис почти никто не готов платить, — считает Евгений Пугач. 

По общемировым прогнозам, к 2020 году около 40% работников станут фрилансерами, временными сотрудниками компаний или будут работать удаленно, а это значит, что конкуренция за рабочее кресло в коворкинге может быстро вырасти.

  • Оцени идею:   
  • Проголосовало "ЗА": 12
  • "ПРОТИВ" : 1