Почему в Беларуси нет «заказчиков» реформ?

Бизнес требует от государства проведения реформ, но сфокусированная позиция бизнес-ассоциаций по этому вопросу отсутствует, заявил директор Бизнес-школы Института приватизации и менеджмента (ИПМ) Павел Данейко на V Международном форуме предпринимателей в Минске.

Бизнес без ассоциаций

Действительно, корпоративные союзы во всем мире являются одной из наиболее эффективных форм влияния на экономическую политику государства со стороны предпринимателей, ибо они больше других заинтересованы в том, чтобы бизнес-среда в стране была максимально благоприятной. К примеру, в Германии  насчитывается более 1 тысячи предпринимательских объединений. И только один из союзов объединений работодателей этой страны состоит из 47 отраслевых федераций, более 460 региональных и подотраслевых объединений.

В то же время белорусский частный бизнес за 20 лет так и не сформировал сильных институтов для продвижения своих интересов. Сегодня, как и на этапе своего зарождения, его по-прежнему отличает крайне низкая степень самоорганизации. Если даже не в большей степени, чем прежде.

Почетный председатель Бизнес-союза нанимателей и предпринимателей им. Кунявского Георгий Бадей отмечает, что на этапе создания союз был очень влиятельным. При БСПН был создан Республиканский клуб директоров, в работе которого принимали участие прежние премьер-министры Михаил Чигирь, Вячеслав  Кебич, Сергей Линг, да и Александр Лукашенко в 1995 году участвовал в работе 5-го съезда БСПН.

В первые годы независимости страны, продолжает Г. Бадей, правительство исходило из того, что без экономических преобразований и развития частного бизнеса невозможно создать эффективную экономику. Поэтому оно было заинтересовано работать с союзом, с директорским корпусом, оно хотело слышать его предложения и конструктивную критику. Тем более что в союз стремились предприятия, поменявшие свой статус в процессе реформирования госсобственности.

Сегодня бизнес-ассоциации в Беларуси объединяют, по разным оценкам, 3-5% предпринимателей. В сравнении со странами Евросоюза (в частности, Германией) и США, где этот показатель достигает 70-процентной отметки, в Беларуси он, конечно же, крайне низкий. Правда, и удельный вес малых и средних предприятий в объеме ВВП в этих странах превышает 50-60%, в то время как Беларуси сейчас, по оценочным данным, частный бизнес формирует около 25% ВВП.

Очевидно, что белорусскому бизнесу следует развиваться в направлении более высоких форм организации. Впрочем, как утверждают белорусские чиновники, никто не мешает ему объединяться в ассоциации для эффективного лоббирования своих интересов. Тем более, что и правительство в этом заинтересовано, так как малый бизнес способен абсорбировать избыточную рабочую силу, которая может оказаться на рынке труда.

«Минэкономики готово содействовать процессам самоорганизации бизнеса. Однако административным путем ускорить эту трансформацию невозможно – процесс должен проходить эволюционно», – подчеркнул заместитель директора Департамента по предпринимательству Министерства экономики Беларуси Петр Арушаньянц 16 ноября на V Международном форуме предпринимателей в Минске.

Бизнес-ассоциации: до сих пор без закона

Почему же белорусские предприниматели не стремятся вступать в бизнес-союзы, предпочитая действовать в одиночку? Причин много. В Беларуси есть немало предпринимателей, которые полагают, что само обращение за помощью в предпринимательский союз сделает их в глазах власти неблагонадежными. Есть также и те, кого не устраивает низкая эффективность работы бизнес-союзов. Поскольку многие предложения бизнес-ассоциаций по улучшению бизнес-климата государственные органы зачастую принимают со значительными поправками либо вовсе игнорируют.

Многих также не устраивает эффективность работы Национального совета по трудовым и социальным вопросам в рамках трехстороннего диалога между правительством, профсоюзами и нанимателями, так как государство зачастую просто игнорирует мнение предпринимателей.

Фактически в Беларуси действуют две крупные республиканские бизнес-ассоциации, объединяющие юридических лиц. Это Белорусский союз предпринимателей и нанимателей им. М.С. Кунявского и Белорусский союз нанимателей. Остальные объединяют преимущественно физических лиц и зарегистрированы в виде общественных организаций. При этом объединиться между собой союзы с разным статусом не могут.

Чтобы создать условия для самоорганизации бизнеса и таким образом стимулировать создание бизнес-ассоциаций, предприниматели предлагали разрешить предприятиям относить на себестоимость вступительные и членские взносы. Для многих коммерческих организаций этот является вопрос принципиальным, поскольку не все могут платить взносы из прибыли. Однако правительство позицию бизнеса по этому вопросу не поддержало – из-за опасения, что такой подход приведет к удорожанию продукции.

Несколько лет назад представители бизнеса предлагали госорганам и местным властям предоставить право передавать бизнес-ассоциациям некоторые вопросы их компетенции, что помогло бы сэкономить госсредства и разгрузить от лишней работы чиновников. Опыт разделения полномочий между государством и бизнес-объединениями не нов. Он заимствован у западных стран, где организации предпринимателей принимают активное участие в разработке и реализации экономических программ правительства.

Все соответствующие новации содержались в проекте закона «Об объединениях нанимателей». Предприниматели настаивали на том, что профильный закон им нужен, ибо правовой статус бизнес-ассоциаций не определен: в Беларуси принят закон о профсоюзах, определены положения относительно бизнес-инкубаторов, однако статуса самих ассоциаций, которые объединяют бизнес и участвуют в диалоге с властями, до сих пор, по сути, нет.

Стоит отметить, что разработанный по инициативе белорусского бизнеса законопроект «Об объединениях нанимателей» имеет давнюю и весьма показательную историю.

После длительного этапа подготовки законопроект «Об объединениях нанимателей» в 2005 году, наконец, прошел все стадии законотворческого процесса и даже  был принят Палатой представителей и одобрен Советом Республики. Но вслед за этим  Александр Лукашенко возвратил его депутатам для повторного голосования.

Он посчитал принятие данного закона нецелесообразным, так как деятельность объединений нанимателей в качестве равноправного субъекта социального партнерства уже закреплена в ст. 14 Конституции Беларуси. Президент также указал, что существенные вопросы деятельности объединений нанимателей в качестве субъектов социального партнерства урегулированы Трудовым кодексом Республики Беларусь (статьи 352-355) и отдельными указами президента.

Что касается иных вопросов деятельности объединений нанимателей, то, как было отмечено, регламентируются в соответствии с гражданским и иным законодательством. Как и ожидалось, депутаты согласились с возражениями, и документ отклонили.

  • Оцени статью:
  • Проголосовало: 2
  • Балл: 3