Почему Минск не спешит запускать режим малого приграничного движения с Литвой и Польшей

Подписанные Беларусью соглашения о малом приграничном движении (МПД) с Литвой и Польшей были готовы к запуску еще в начале 2011 года.

Фото: naviny.by

Почему Беларусь не спешит запускать режим Малого приграничного движения с Литвой и Польшей, в то время, как другие государства, наоборот, весьма активны в этой сфере? Чем можно объяснить отсутствие прогресса или намеренное затягивание запуска режима МПД  между Польшей и Беларусью, Литвой и Беларусью?

Как отмечает аналитик Белорусского института стратегических исследований BISS Андрей Елисеев в исследовании «Держать дверь приоткрытой: малый приграничный режим на восточных границах ЕС»,  Беларусь имеет общие границы с тремя странами ЕС, но режим малого приграничного движения, начиная с мая 2014 года, действуют лишь с Латвией.

Первоначально все разрешения белорусскими и латвийскими консульствами выдавались сроком действия на один год, хотя двусторонне соглашение позволяет выдачу документов, действующих до 5 лет. В 2014 Латвия выдала около 1.600 разрешений на МПД, белорусская сторона — около 9500, то есть доля их владельцев составляет около 6% от всего населения пограничной зоны Латвии.

Во многом тот факт, что белорусская сторона выдает большее количество разрешений латвийским жителям пограничья, чем наоборот, объясняется особенностями миграции в советский период. Многие уроженцы Беларуси, переехавшие в советское время в Латвию, в том числе во второй по величине латвийский город Даугавпилс, сейчас посещают своих родителей и других родственников по другую сторону границы. Показательно, что среди всех ныне действующих соглашений о МПД, именно латвийско-белорусское соглашение содержит наиболее подробный список родственных связей, которые позволяют жителям пограничья подавать заявку на получение разрешений.

Соглашения о МПД между Литвой и Беларусью, Польшей и Беларусью были готовы к запуску еще в начале 2011 года. После одобрения парламентом и подписи президента, белорусская сторона в обоих случаях до сих пор не предприняла завершающего шага для запуска соглашений, а именно не прислала дипломатическую ноту о своей готовности запустить соглашения. Согласно текстам обоих соглашений , они вступают в силу через 30 дней после дня получения последнего письменного уведомления (дипломатической ноты), которая информирует другую сторону о завершении всех необходимых внутренних процедур. Беларусь же так и не направила ответную ноту Вильнюсу и не ответила на два уведомления, направленных Варшавой.

Первоначально белорусская сторона предоставила легитимные обоснования промедления запуска МПД. В середине 2011 года белорусский консул в Белостоке Александр Берибеня объяснил, что задержка с польско-белорусским МПД была вызвана отсутствием специальных принтеров для выдачи разрешений на МПД.  Белорусские чиновники также заявляли, что запустят МПД с Литвой после того, как «будет проработан механизм взаимодействия по данному вопросу с Латвией».  Впоследствии Беларусь дала понять, что настоящей причиной задержки МПД с Литвой и Польшей являются не технические проблемы, а политические.

Нежелание Беларуси запускать МПД с соседними Литвой и Польшей, считает Андрей Елисеев,  объясняется рядом политических и экономических соображений.

Во-первых, особенно в 2011 году, когда ЕС ввел санкции после президентских выборов в Беларуси, белорусские власти были недовольны поддержкой Литвы и Польши санкционной политикой ЕС в отношении Беларуси. По словам Владимира Дражина, бывшего посла Беларуси в Литве, «латышская сторона немножко иначе вела себя с Беларусью, поэтому и прогресс [по вопросу МПД] там ощутим».

Во-вторых, у белорусских властей вызывает обеспокоенность предполагаемое увеличение числа поездок граждан Беларуси в ЕС в случае запуска МПД, как по политическим, так и по экономическим соображениям. Рост числа поездок увеличит осведомленность белорусского населения об экономической ситуации в ЕС и соседних Литве и Польше, а также увеличит объемы импорта из этих стран. Даже та сумма, которую белорусы тратят (оценочно, 1 – 1,5 млрд долларов)  на товары и услуги в ЕС (имеется в виду не регистрируемые в таможенных декларациях объемы трансграничной торговли) в условиях существующего визового режима и бездействующих МПД с Польшей и Литвой, очевидно усугубляет финансовую ситуацию в стране. Периодически представители белорусской власти выражают свою обеспокоенность частыми поездками белорусов за границу за покупками. В сентябре 2013 года Александр Лукашенко даже выступил с идеей введения выездного сбора в размере 100 долларов для направляющихся за рубеж белорусов.

Между тем, как показывают результаты социологического опроса, проведенного в декабре 2012 года Независимым институтом социально-экономических и политических исследований (НИСЭПИ) , белорусы довольно хорошо осведомлены (37.5% от всего населения) о малом приграничном движении. Поддержка МПД в зависимости от региона страны крайне неравномерна. В областях, граничащих с ЕС (Брестской, Гродненской, Витебской), число респондентов, поддерживающих запуск МПД, составляет 54.2%, 72,0% и 58,1%, соответственно. В то же время в областях, не граничащих с западными соседями – Минской, Могилевской и Гомельской – доля таких респондентов 36,4%, 23,7% и 40,7%. Эти данные говорят о том, что значительная часть белорусов, проживающих в приграничье с ЕС, хотела бы пользоваться выгодами МПД.

А вот осведомленность населения о том, кто виноват в задержке запуска соглашений о МПД, не очень высокая. Менее четверти респондентов (22,7%) считают, что именно белорусская сторона блокирует запуск режимов МПД, 13% полагают, что виноваты польская и литовская стороны, 10,3% указывают на технические причины, 17,2% заявляют о «других причинах», а остальные 36,8% респондентов не могут дать ответ на вопрос.

Автор исследования отмечает, что влияние МПД на отношения стран многогранны. Они не только приносят практические выгоды приграничному населению, но в ряде случаев имеют важное символическое значение. В одних случаях они в состоянии улучшить двусторонние отношения, в других — наоборот.

  • Оцени статью:
  • Проголосовало: 11
  • Балл: 5