Когда европейцы станут уважать белорусский бренд?

Почему белорусские товары с трудом продвигаются в Европу?

Возможности диверсификации белорусского экспорта и необходимые для этого перемены обсудили на международной конференции «Выход на новые рынки» в рамках Всемирной недели предпринимательства в Беларуси .

Успехи уже есть: от IT до консервированных огурцов

– Европа для вас в Беларуси уже совсем не новый рынок, – отмечал Брюс Бакнел, посол Великобритании в Республике Беларусь.

Пока наиболее существенным экспортом Беларуси в Евросоюз всё еще являются нефтепродукты, однако ими экспорт не ограничивается.

В последние годы существенно растет несырьевой белорусский экспорт за пределы СНГ (хотя нефть, калийные удобрения, лесоматериалы и прочее сырье также сохраняют свои сильные позиции), считает директор инвестиционной компании «Юнитер» Роман Осипов.

С 2009 по 2014 годы белорусский экспорт в строительной отрасли, например, вырос с 29 млн долларов до 691 млн долларов, компьютерных услуг (IT-сектор) – со 125 млн долларов до 567.7 млн долларов, в телекоммуникациях – с 53.1 млн до 83.7 млн долларов.

Существенный рост экспорта из Беларуси (более 1000%) за последние два года был в самых разных отраслях: от токарных станков и световых вывесок до наручных кварцевых часов и консервированных огурцов. Оптических носителей из Беларуси за этот период отгрузили в 7.8 раз больше, в 6.8 раз вырос легальный экспорт сигарет (а ведь в этом секторе серьезным фактором остается и теневой экспорт, который не учитывается статистикой).

Помимо консервированных огурцов, растет экспорт в Европу белорусского масла (с 42.9 млн долларов до 135 млн долларов) и грибов (с 18.3 млн долларов до 22.6 млн долларов).

– Ваша промышленность уже готова для европейский рынков, – считает Петер Деттмар, посол Федеративной республики Германия в Беларуси. – Это всего лишь вопрос времени.

Новые возможности: «Шелковый путь», сервис, имидж

В каких направлениях имеет смысл двигаться белорусскому бизнесу, чтобы диверсифицировать свой экспорт?

Большие надежды на создание цепочек специальных экономических зон (СЭЗ) возлагает Фредди Опсомер, председатель совета директоров СЭЗ «Каунас» (Литва).  По его мнению, именно сотрудничество территорий налоговых льгот способно стать драйвером роста бизнеса наших стран. Совместный экспорт услуг литовских СЭЗ и белорусско-китайского технопарка «Великий камень» может заинтересовать Китай в рамках его грандиозного проекта «Экономический пояс Шелковый путь», считает литовский специалист.

Европейские дипломаты призывают белорусов не только активнее продвигать свои товары в Евросоюзе, но и сопровождать их сопутствующим сервисом.

– Необходимо активно продавать и продвигать в добавление к хорошим продуктам и хороший сервис, – отмечает Брюс Бакнел.

С ним солидарен и Петер Деттмар.

– Существует большой разрыв между товарами и сервисом – и их пониманием на европейском рынке, – подчеркивает немецкий дипломат.

– Шведские покупатели почти ничего не знают о Беларуси, не были там и не представляют, что значит «Сделано в Беларуси», – честно описывает нынешнюю ситуацию Магнус Сетерберг из посольства Швеции в Беларуси.

Бизнесу еще предстоит работать и над самыми базовыми составляющими странового имиджа Беларуси.

– Бренд вашей страны не такой положительный, каким он мог бы быть, – считает Петер Деттмар.

По его словам, в Германии еще иногда спрашивают, является ли Беларусь частью России.

– Надо изменять бренд страны, потому что люди еще спрашивают: «А безопасно ли приезжать в Минск?», – добавляет Майт Мартинсон, посол Эстонии в Беларуси. – Но имидж это не то, что можно создать один раз и на чем-то одном, нужен постоянный процесс.

Может ли бизнес своими силами бороться с такими трудностями и налаживать взаимопонимание? Александр Василевский, экономический советник посольства Польши, считает, что «нет лучшего способа улучшения контактов Польши и Беларуси, чем сотрудничество конкретных фирм».

Бизнес по-европейски: культура предпринимательства

– В 90% сделок слияний социально-культурный аспект игнорируется, ему не уделяют стратегического внимания, хотя он потом влияет на дальнейшую работу, – отмечает Никита Михневич, директор по ключевым клиентам группы компаний «Алютех».

Особенно важным этот аспект становится в нынешних условиях, когда из-за российского кризиса часть белорусского бизнеса переориентируется на Европу. Готовы ли уже отечественные предприниматели  работать по европейским правилам? Дипломаты из ЕС смотрят на это оптимистично.

– Белорусские бизнесмены не особо отличаются от европейских, – уверен Петер Деттмар.

А Майт Мартинсон считает, что «физически Беларусь ближе к тому же Берлину, чем Эстония».

И это уже дает реальные результаты. Роман Осипов удивляется парадоксу: Беларусь ждет инвестиций от меньших стран Балтии, но в то же время белорусский бизнес уже сам напрямую инвестирует за рубеж 80 млн долларов. Впрочем, не обязательно оперировать крупными суммами.

– Вы можете прийти в Германию и создать стартап с одним человеком и одним евро, если у вас есть идея, – рекламирует свою страну Петер Деттмар.

Но подходящее ли сейчас время для инвестиций: ведь на дворе кризис, европейско-российские санкции? Посол Великобритании уверен, что это вообще не вопрос для предпринимателя.

– Для бизнеса нет плохого времени, нет хорошего времени, – считает Брюс Бакнел. – Если ты считаешь, что сейчас для бизнеса плохое время, то ты и не бизнесмен.

Перспективы для белорусского бизнеса: «вдохновляющие трансформации»

Однако для стратегических изменений в будущем Беларуси необходимы рыночные реформы.

– Пример Эстонии показывает, насколько вдохновляют и вызывают восхищение страны, которые быстро и успешно прошли через трансформации, шоковую терапию – замечает Брюс Бакнел.

Пока же в Беларуси совсем другой тренд.

– Сегодня много было сказано о разрешениях и о штрафах, – резюмировал экономический советник посольства Польши Александр Василевский. – А как же государственная поддержка?

  • Оцени статью:
  • Проголосовало: 6
  • Балл: 4.3