Нужен ли Беларуси выход к морю, и какой ценой он может достаться

Партнеры проекта «Восстановление магистрального водного пути E-40 на участке Днепр-Висла» разрабатывают стратегию создания водного пути, соединяющего Балтийское и Черное моря.

– Если посмотреть на карту водных путей Европы, можно увидеть, что лишь два пути соединяют Черное и Балтийское море: это достаточно длинный путь Майн-Дунай и магистраль Днепр-Висла. Первый из них сейчас достаточно успешно функционирует, по нему перевозится много грузов. Например, Румыния около 20% грузоперевозок осуществляет по воде. Второй пока не может служить альтернативой для судоходства, – говорит старший научный сотрудник РУП «ЦНИИКИВР» Константин Титов.

Первый этап проекта, на который выделено почти 1 миллион евро, более 800 тысяч из них – вклад ЕС, закончится в декабре этого года. К этому времени эксперты проекта подготовят проектное решение водного пути Е-40, где будут описаны экономическая, логистическая и экологическая составляющие.

– Сейчас консорциум рассматривает три сценария: изучает технические, экономические и экологические условия. Один из них предложат для восстановления водного пути Е-40, – говорит менеджер проектов Фонда «Интеракция» Антон Родненков.

«Е-40 принесет в Беларусь новые экономические возможности»

По словам представителей проекта, выгоды от восстановления водного пути для Беларуси очевидны: страна получит возможность перевозить по воде товары на Запад. Вместе с этим появится стимул для формирования новых логистических центров и направлений, возможность перевозить грузы более экологичным путем: эмиссия СО2 от водного транспорта в 1,5 раза меньше, чем от железнодорожного транспорта, и в 5 раз меньше, чем от автомобильного грузового транспорта.

По словам Антона Родненкова, в рамках проекта регионы получат инвестиции в современную логистическую инфраструктуру, открытие логистических центров позволит создать новые рабочие места. Восстановление пути может оптимизировать торговлю между Беларусью, Украиной и Польшей, а также будет помогать развитию торговых связей между странами ЕС и Восточного партнерства, уверены разработчики проектного решения.

– По восстановленному пути можно будет перевозить до 4 миллионов тонн груза ежегодно. Перевозки водным путем являются наиболее дешевыми, поэтому они превалируют во всем мире, – говорит Антон Родненков.

Магистраль планируется провести по рекам Днепр-Припять-Днепро-Бугский водный путь-Мухавец-Западный Буг-Висла. Она пересечет Украину, Беларусь и Польшу. По словам Константина Титова, инфраструктура белорусского участка, который составляет 551 километр, почти готова для международных грузоперевозок. Для ее совершенствования не потребуются серьезные дополнительные финансовые вложения.

– Существующие гидротехнические сооружения уже готовы к пропуску принятых в международной классификации судов, также готовы и мостовые проходы, – говорит эксперт.

Проект вызывает недовольство у экологов

Сейчас эксперты и авторы проектного решения водного пути не могут дать точный ответ: быть водному пути Е-40 или нет. Пока речь идет о технико-экономическом обосновании проекта, которое выявит, выгоден ли такой проект трем странам. Но экологи Украины и Польши уже выступили против роста судоходства по местным рекам и механического воздействия на водные экосистемы.

Остается открытым вопрос соединения рек Вислы и Западного Буга. Участок Западного Буга между Брестом и Варшавой закрыт для судоходства. Против адаптации для движения судов участка реки, который проходит по охраняемой природной территории Natura 2000, выступают польские экологи. Сейчас эксперты изучают альтернативные варианты: предстоит построить обходной судоходный каналдлиной от 150 до 200 километров.

Украинские экологи задаются вопросом, как четырехкратный рост судоходства отразится на Днепре, который используется для обеспечения городов питьевой водой. Особенную тревогу у специалистов вызывает то, что движение судов может потревожить илистые отложения Киевского водохранилища, где лежит большое количество радионуклидов, опавших в его воды после аварии на Чернобыльской АЭС.

Прохождение пути по чернобыльской территории как в Украине, так и на территории белорусского радиационно-экологического заповедника, признают одной из главных проблем.

– Наши данные показывают, что общий гамма-фон в районе Киевского водохранилища  небольшой. Все радионуклиды находятся в донных отложениях. Но при интенсификации судоходства эти отложения в большей или меньшей мере будут затронуты. В декабре станет известно, что об этом думают эксперты и польский подрядчик, – говорит Константин Титов.

В Польше партнеры проекта не смогли договориться ни с природоохранными структурами, ни с представителями гражданского общества по использованию существующих водных путей, большая часть которых проходит через охраняемые природные территории, которые защищаются национальным и европейским законодательством.

Директор общественной организации «Ахова птушак Бацькаўшчыны» Александр Винчевский убежден, что белорусские экологи вслед за польскими будут противостоять появлению водного пути Е-40, потому что он может нанести урон уникальным природным экосистемам.

Белорусские территории, такие как  Национальный парк Припятский, примыкающий к Днепро-Бугскому каналу заказник «Званец», заказник «Средняя Припять» и большая часть Днепра имеют глобальное значение в сохранении природы. Пойма Припяти признана важным местом для сохранения популяций животных и растений, которые находятся под угрозой исчезновения. Кроме того, есть здесь и ряд других особо охраняемых территорий, в том числе Полесский радиационно-экологический заповедник, доступ в который для людей ограничен, а на близлежащих территориях запрещены виды деятельности, которые «могут оказать негативное воздействие на природные комплексы заповедника, привести к их изменению и обеднению видового разнообразия животных или растений».

– Кроме того, что проект Е-40 выглядит экономически несостоятельным, он несет для региона экологическую катастрофу. Загрязнение воды повлечет изменение видового состава планктона, бентоса и рыбы в Припяти, вырастет смертность рыбы, хождение кораблей и барж вызовет размывание берегов; виды птиц, гнездящихся на косах, могут исчезнуть из региона, – прогнозирует эксперт.

Белорусские экологи еще не начали реагировать на проект, потому что его перспектива пока остается отдаленной. Но, по словам Александра Винчевского,  гражданское общество, и активное население выступит против реализации проекта на территории Беларуси.

  • Оцени статью:
  • Проголосовало: 10
  • Балл: 5