Государство думает о кредитах, а бизнесу нужна информационная среда

Предприниматели хотят изменить свой имидж в обществе.

«Государство должно не только не мешать, но и создавать платформу поддержки бизнеса», заявил зампред правления российского МСП Банка Максим Скочко.

Доступ белорусского бизнеса к финансированию и другим инструментам развития обсуждали на V Международном форуме предпринимательства, который прошел в рамках Всемирной недели предпринимательства в Беларуси.

Государство готово давать кредиты бизнесу, но не всегда их хотят брать

Обычно про важность доступа к кредитным ресурсам говорят предприниматели. Но на этот раз было наоборот. Юлия Кавецкая из государственного Банка развития, начальник сектора организации финансирования малого и среднего предпринимательства, рекламировала собравшимся на Форум предпринимателям возможности одолжить денег. В частности – по программе кредитования для малого и среднего бизнеса, которую Банк развития осуществляет через банки партнеры.

– Ставка будет 17% годовых, почти на уровне инфляции, – заверяла Юлия Кавецкая.

Конечно, на таких льготных условиях кредиты бизнесу интересны. Но в целом, по исследованиям Всемирного банка, с 2008 года по 2013 год в Беларуси уменьшилось число бизнесов, которые хотели бы получить кредит. Может, потому что у них все хорошо и хватает свободных средств на счетах? Нет.

– Потому что они боятся брать в банке кредит под такие высокие проценты – считает Йоханна Джагер, эксперт Всемирного банка.

А вот рублевые депозиты по высоким процентам белорусов привлекали. В прошлом году Всемирный банк зафиксировал рост количества банковских вкладов, что эксперт оценила позитивно – как символ роста доступности банковских услуг и в целом развития банковского сектора Беларуси. Есть все основания полагать, что после вступления в силу президентского декрета №7 («налог на проценты») эта динамика банковских вкладов сменится на прямо противоположную.

Впрочем, другие явления в белорусской экономике эксперты Всемирного банка и ранее оценивали негативно: в Беларуси хрупкая макроэкономическая ситуация (особенно с инфляцией и валютным курсом), директивное кредитование госпредприятий, доминирование банков с госкапиталом.

Беларусь заинтересована в привлечении новых международных кредитов.

– Власти попросили Всемирный банк помочь улучшить конкурентоспособность белорусских предприятий, – отметила Йоханна Джагер. Впрочем, по новой кредитной программе Всемирного банка для Беларуси пока еще идут переговоры и окончательное решение не принято.

Не столько финансы, сколько коммуникация

Самих же предпринимателей на Форуме волновали отнюдь не только финансовые вопросы:

– Из практики консалтинга мы видим, что основной проблемой далеко не всегда выступают деньги, – констатировал Даниэль Крутцина, управляющий партнер международной консалтинговой компании Civitta.

Это, по словам специалиста, могут быть сложности и в стратегии, и в связи с рынком.

– Да, для малого и среднего бизнеса зачастую важнее доступ к информационной среде, согласился Константин Кириянов, начальник управления Белгазпромбанка.

Большего от белорусского государства ждет и банкир из России.

– Государство должно не только не мешать, но и создавать платформу поддержки малого и среднего бизнеса, соответствующую информационную и маркетинговую среду, – считает зампред правления российского МСП Банка Максим Скочко.

Пока же банкир занимается этим самостоятельно.

– Наша цель не только деньги бизнесу «впаривать», но и объяснить, зачем они ему нужны, – откровенно рассказал российский специалист. Для этого в МСП Банке проводят лекции, различные тренинги с представителями бизнес-сообщества.

– Мы у них что-то перенимаем, есть чему поучиться, – согласилась Юлия Кавецкая из Банка развития. – Одной из таких форм нефинансовой поддержки, популяризации предпринимательства, стал совместный телепроект Банка развития и телеканала ОНТ «Мой бизнес».

Кстати, как после признались участники форума, одним из активных сторонников запуску этого проекта был помощник президента Кирилл Рудый.

Бизнесмен: бандит из 90-х, конкурент государства или его партнер?

– Молодые люди в России не хотят быть предпринимателями, они хотят быть чиновниками на госслужбе, – рассказал Максим Скочко. – Надо думать над тем, как создать что-то новое, оставить его своим детям и внукам, а не присосаться к кормушке, которая скоро может и закончиться.

Российский банкир отметил, что плохой имидж бизнеса на постсоветском пространстве тянется еще с 1990-х. Предприниматель – это «челнок» на рынке с турецкими джинсами, «прихватизатор» или вовсе бандит. Безусловно, для Беларуси проблема наследия такого негативного опыта не стоит столь остро. Однако и у нас не все в порядке.

– А для бизнеса часто целью становится получить госзаказ, – подчеркнул Даниэль Крутцина.

Как разорвать этот порочный круг? С энтузиазмом восприняла аудитория и предложение Максима Скочко «вводить в школьные программы позитивные курсы предпринимательства». Но главным российский банкир считает сущностное изменение подхода: государству надо определиться, кого оно видит в лице предпринимателя: конкурента, который стремится кусок твоего пирога откусить, или помощника, с которым делаете общее дело?

  • Оцени статью:
  • Проголосовало: 4
  • Балл: 5