Кто тормозит трансформацию, и куда заведет «дорожная карта» правительства

С чего должна стартовать белорусская перестройка?

Для начала трансформаций необходим именно лидер с политической волей и дальновидностью, считает депутат Национального Совета Словацкой Республики, советник Министра финансов и Министра экономики Украины Иван Миклош.

Три кита трансформации

Своим мнением о путях реформирования Беларуси эксперт поделился во время «Кастрычніцкага эканамічнага форума».

По его словам для реформ требуются три основных элемента: лидер, сопричастность, коммуникация.

Как считает аналитик, недостаточно одних только технических компетенций советников. Для начала трансформаций "необходим именно лидер с соответствующей политической волей и дальновидностью" .

– Политик беспокоится о следующих выборах, а государственный деятель – о следующих поколениях, – отмечает словацкий эксперт.

Второй компонент, необходимый для начала реформ, это сопричастность. Руководство страны к трансформациям могут толкать разные факторы: экономический кризис, политическая ситуация, давление народа или международных институтов. Однако опыт Словакии и других стран Центральной Европы показывает, что лидер должен проводить реформы не только из-за этих внешних факторов, но благодаря своему собственному стремлению перестроить страну.

Третьим кирпичиком в фундаменте успешных реформ является коммуникация. Важность общения с людьми отмечают все реформаторы. Причем, во многом именно из-за отсутствия коммуникации возникает недовольство народа и последующие откаты от реформ. Без объяснения причин и целей реформ у населения формируется искаженное представление о их сути и последствиях.

Однако опыт стран Балтии, Польши, Чехии, Словакии, Сербии позволяет в техническом плане проводить реформы по вполне понятным и отработанным лекалам.

– Вопросы и сложности возникают в основном только политические, – подчеркивает Иван Миклош.

Тормоз реформ

Действительно, судя по выступлению на «Кастрычніцкім эканамічным форуме» помощника белорусского президента Кирилла Рудого, в нашей власти присутствуют технократы, чьи образование и практический опыт позволили бы осуществить реформы по прогрессивным примерам западных соседей. Однако те самые «политические вопросы и сложности» этому очевидно мешают.

– Уж слишком много сегодня говорят и пишут о структурных реформах, и никто не сказал, что это за реформы. Что это за структурные реформы? Но если кто-то за реформы, то будьте честны и скажите, что надо сломать политический строй, государственный строй, – возмущался Александр Лукашенко, выступая на церемонии своей инаугурации.

Президенту и его ближнему кругу реформы, очевидно, не нужны. Им вполне комфортно живется при нынешней политической и экономической ситуации в стране. А вот простым гражданам реформы могли бы пойти на пользу.

Неконкретная карта

Какие же трансформации все же ожидают в ближайшие годы экономику Беларуси? «Дорожную карту структурных реформ» представил  на «Кастрычніцкім эканамічным форуме»первый замминистра экономики Беларуси Александр Заборовский.

Однако это были не конкретные шаги (что, кем и в какой срок будет сделано), а общие ориентиры: стремление к макроэкономической стабилизации и формированию эффективных финансовых рынков, содействие динамичному развитию рынка труда. Безусловно, никто не выступает, например, за хаос в макроэкономической политике или за неэффективность финансового рынка. Но как конкретно достигать благих целей, заявленных в дорожной карте?

– Политику надо оценивать не по словам, а по принятым документам и достигнутым результатам, – отмечает Александр Заборовский.

Однако в качестве примера достижений был назван лишь меморандум о взаимопонимании, подписанный между правительством и Европейским банком реконструкции и развития.

Более-менее конкретными мерами правительства можно считать сворачивание нерыночного кредитования, создание мегарегулятора на базе Нацбанка, «оптимизацию и сокращение господдержки, предоставление ее на рыночных принципах», переход от директивного к индикативном планированию, банкротство неэффективных госпредприятий. Однако все это также было обрисовано Александром Заборовским общими словами, не были названы сроки реализации этих планов.

– Это совсем не программа последовательных, системных рыночных реформ – считает экономист Ярослав Романчук. – Это план косметических мер по спасению существующей модели. Под такой план правительство не привлечет инвестиций, не сформирует доверие национального бизнеса и населения, не ликвидирует источники опасности для экономики.

Глава белорусского представительства Международной финансовой корпорации Ольга Щербина также недовольна отсутствием конкретики.

– Что мешает сейчас провести хотя бы волну приватизации малых предприятий, как это было в 2000-х? – недоумевает эксперт.

Напрасная тревога

Впрочем, во время реформ возникают проблемы, решить которые, опираясь только на мировой опыт, вряд ли, удастся.

Старший советник регионального центра ПРООН Бен Слэй напоминает, что на сегодняшний день нет рецепта, как провести трансформации в индустриальной экономике без существенных социальных издержек. В частности, у экспертов нет универсальных советов: как избежать ошибок при оказании социальной помощи, чтобы ее получили те, кто действительно нуждается.

Классический пример такой неэффективной социальной помощи – огульное субсидирование ЖКХ. Ведь в итоге больше всего поддержки получают собственники самого большого жилья, которые не относятся к самым нуждающимся слоям населения.

Тем не менее реформы неизбежны и белорусам не стоит их бояться.

– Все страны проводят структурные реформы, в этом нет ничего тревожного, — отмечает глава представительства Всемирного банка в Беларуси Ян Чул Ким

  • Оцени статью:
  • Проголосовало: 9
  • Балл: 4.8