Куда пойти учиться в кризис взрослым белорусам

Как дополнительное образование возвращает безработных на рынок труда.

В октябре количество официальных безработных достигло 43,7 тысячи человек – на несколько тысяч меньше, чем в начале лета, но в два раза больше, чем год назад. В то же время количество вакансий сократилось в два раза.

Один из путей решения проблемы роста безработицы, по мнению председателя Совета Ассоциации дополнительного образования и просвещения Дмитрия Карпиевича, массовое распространение образования для взрослых, позволяющее потерявшим работу обновить или улучшить профессиональные навыки. Особенно если поставщики образовательных услуг изучат потенциально успешные направления рынка и будут тесно работать с нанимателями.

– Обучение для взрослых максимально востребовано и эффективно, когда на рынке труда появляются новые рабочие места, потому что становится понятно, какими навыками следует овладеть, чтобы оставаться «в тренде», – считает Дмитрий Карпиевич.

Но сейчас в Беларуси нарастает тенденция сокращения рабочих мест без появления новых предложений. А люди в такой ситуации не переучиваются – они ждут каких-либо изменений в экономике и на рынке труда.

В кризис люди бегут от мыслей о финансовых проблемах?

Опыт показывает, что в кризисное время белорусы стремятся абстрагироваться от экономических проблем и переключают внимание на семью, делится своими наблюдениями директор тренингового центра Квадратный апельсин Василий Пронь.

– В силу того, что люди видят меньше перспектив для профессиональной деятельности, они переключаются на личностный рост и семейные отношения, больше начинают посещать детско-родительские и семейные тренинговые программы, – уверен специалист.

Не очень высокий спрос на обучающие программы во время кризиса Василий Пронь объясняет и тем, что люди не могут себе позволить вкладывать средства в обучение, не видя перспектив.

– В такой период люди более критично подходят к тому, стоит ли учиться и какое направление выбрать. Они меньше посещают обучающие курсы по теме бизнеса и финансов. Но как только кризис заканчивается и появляется какая-либо перспектива, люди готовы вкладывать в свое профессионально обучение, начинают проявлять интерес к профессиональному росту, – отмечает он.

И тогда для тех, кто испытывает потребность в поиске новой работы, становятся актуальными семинары, где учат правильно составлять резюме и проходить собеседование.

По мнению Дмитрия Карпиевича, белорусы могли бы использовать период спада вакансий, чтобы улучшить свои профессиональные компетенции.

– Сейчас могут быть очень актуальными предложения не только обучения конкретному виду деятельности, но и образовательные программы в комплексе с тем, как новыми компетенциями потом можно воспользоваться, – подчеркивает специалист.

Откуда взяться новым рабочим местам?

Сотрудничество провайдеров образования для взрослых с рынком труда в поиске востребованных направлений и подготовке работников может привести к появлению новых вакансий и дать шанс безработным или рискующим попасть под сокращения работникам, считают эксперты.

Однако провести полноценный мониторинг рынка труда не удается, потому что образовательные центры не имеют достаточных ресурсов, чтобы заказывать подобные исследования.

– Организации стремятся оценить тренды рынка труда своими силами. Но кризис коснулся всех и немногие решаются экспериментировать с новыми специальностями. Правда, есть и те, кто имеет заказы, спрос со стороны организации в подготовке специалистов, – отмечаетВасилий Пронь.

Как повысить популярность непрерывного образования

Дмитрий Карпиевич считает, что у белорусов еще нет понимания того, что человек ответственен за себя сам, а также насколько важны инвестиции в собственное  развитие. Это тоже влияет на ситуацию: люди массово теряют работу, но не спешат получать новое образование или повышать квалификацию.

Для развития дополнительного образования взрослых нужны специальные меры на уровне образовательной политики, которые были бы направлены на стимулирование спроса. Например, возможность вычесть сумму за обучающихе программы из подоходного налога для человека, который сам оплачивает курсы по повышению уровня своих  профессиональных компетенций, считает глава представительстваНемецкой ассоциации народных университетов Галина Веремейчик.

– Важно  стимулировать самих людей постоянно обучаться и заинтересовать в этом работодателей. Нанимателю выгодно направлять работников именно на краткосрочные обучающие программы, семинары, а не на длительные курсы повышения квалификации. Вероятно, следовало бы признавать программой повышения квалификации не только официально признанные курсы, но любые краткосрочные программы повышения качества профессиональных компетенций, – считает эксперт.

Она также обращает внимание на важность расширения спектра образовательных услуг и развитие стимулирующих мер для регионов. Люди, проживающие в сельской местности, особенно нуждаются в дополнительном образовании.

– Для регионов актуальны две проблемы: люди там менее платежеспособны и в регионах очень мало возможностей для участия в организованной учебной деятельности. Для расширения доступа жителей отдаленных местностей к дополнительному образованию можно стимулировать провайдеров образовательных услуг работать в регионах путем применения налоговых льгот, предоставления для учебных целей помещений, находящихся в ведении местных органов власти, – считает Галина Веремейчик.

Для повышения интереса к дополнительному образованию она предлагает применять смешанные формы учебной деятельности: смесь дистанционного обучения с включением традиционных семинаров и мероприятий.

– В европейских странах не только дистанционное образование становится популярным, но и мобильное – доступные в приложениях на современных гаджетах обучающие курсы, разделенные на модули. Эксперты отмечают, что доступность такого рода мобильных программ хорошо работает, когда сопровождается совместной учебной деятельностью в учебных группах, – говорит Галина Веремейчик.

Почему белорусам не стоит бояться безработицы? Как белорусам повысить свою стоимость на рынке труда

  • Оцени статью:
  • Проголосовало: 8
  • Балл: 4.3