Преодоление внутренних барьеров – ключевая задача для развития бизнеса

Значительное количество белорусских бизнесменов настроены на активное развитие своих предприятий, а не только на поддержание стабильности. Но тех, кто использует для этих целей соответствующий инструментарий, пока не так много.

Таков один из выводов, содержащихся в работе «Внутренние барьеры развития частного бизнеса в Беларуси»,  подготовленной Исследовательским центром ИПМ.

Целью данной работы было проанализировать внутренние  аспекты функционирования предприятий и их связи с экономической эффективностью, а также изменениями и прогнозами относительно будущего экономического положения компаний. В качестве дополнительной задачи выделялось изучение также внешних барьеров и мнения респондентов о соотношении влияния на ведение бизнеса внешних и внутренних препятствующих факторов.

Анализ был подготовлен по результатам опроса малых и средних частных предприятий, проведенного в рамках исследования внутренних барьеров развития частного бизнеса в Беларуси «Возвращение Беларуси на путь вовлекающего роста: раскрытие потенциала частного сектора» в апреле-мае 2015 года. В рамках опроса было получены ответы представителей 401 компании.

Как отмечает автор работы социолог Дарья Урютина, исследование внутренних барьеров развития малого и среднего частного бизнеса позволило определить факторы, которые в наибольшей степени препятствуют повышению экономической эффективности белорусских предприятий, а также изучить инструменты, которыми пользуются бизнесмены для разрешения проблемных ситуаций в актуальных сферах.

В работе подчеркивается,  что, несмотря на тяжелые кризисные условия ведения бизнеса и ухудшение экономического положения значительного количества предприятий в 2014 году, прогноз на будущий год у большинства бизнесменов является достаточно позитивным. Кроме того, большинство бизнесменов считает внешние барьеры развития преодолимыми, что может быть стимулом для повышения эффективности и конкурентоспособности предприятий.

Анализ ответов показывает, что бизнесмены настроены на активное развитие, многие из них в качестве стратегии выделяют завоевание новых рынков, а не только поддержание стабильности и сохранение статус-кво. Однако группа тех, кто использует инструменты интенсивного развития, пока еще уступает по численности группе, предпочитающей инструменты экстенсивного развития.

«Важное значение для многих бизнесменов имеет образование (как собственное так и сотрудников). Все больше участников рынка рассматривает образование как инвестицию для повышения эффективности работы предприятия. Если рассматривать инструменты преодоления внутренних барьеров в связи с экономическим положением, то в каждом случае повышение квалификации сотрудников связано с успешностью предприятия. С одной стороны, такой результат может быть проинтерпретирован двояко – повышение квалификации приводит к улучшению экономического положения или/и улучшение экономического положения дает больше возможностей для образования сотрудников. С другой стороны, участники фокус-групп часто отмечали недостаточную квалификацию кадров в качестве фактора, сдерживающего рост, и в то же время отмечали повышение эффективности при повышении квалификации сотрудников», — говорится в работе.

В ней также отмечается, что актуальность бизнес-образования признается и на государственном уровне. Для развития сферы 31 августа на законодательном уровне была принята концепция развития бизнес-образования в Беларуси и план мероприятий по ее реализации. Это должно увеличить количество сертифицированных учреждений образования, способствовать повышению профессионализма преподавателей и интеграции с иностранными образовательными учреждениями. В свою очередь это приведет к повышению качества образовательных услуг и, соответственно, к еще более значительному повышению квалификации руководящих сотрудников. Преодоление внутренних и внешних барьеров помогает бизнесу значительно повысить собственную эффективность. Таким образом, рост и развитие отдельных предприятий способствует росту и развитию сектора и экономики в целом и позволяет повысить ее конкурентоспособность на международных рынках.

«Понимание существующих проблем и оценка способов их решения является одним из первых шагов на пути к преодолению барьеров развития бизнеса. При этом решение внутренних проблем организации представляется приоритетной задачей для бизнесменов, так как внешние барьеры в основном воспринимаются как условия среды. Какие инструменты использовать зависит от специфики предприятия, отрасли и других факторов, но преодоление внутренних барьеров признается белорусскими бизнесменами ключевой задачей для эффективного развития», — констатируется в аналитической работе.

  • Оцени статью:
  • Проголосовало: 1
  • Балл: 2