Почему белорусы не спешат «голосовать рублем» за стартапы?

Собирая с миру по нитке, в Беларуси уже удалось реализовать сотни культурных и социальных, но не бизнес-проектов.

Только на краудфандинговой площадке Ulej.by за полгода разместились 60 различных проектов. Почти 20 из них уже удалось претворить в жизнь благодаря общественному финансированию. Десятки успешных проектов реализуются через похожие платформы: Талака и Мае сэнс.

Однако, по словам директора Ulej.byИрины Сидоровой, средний чек на благотворительные социальные проекты заметно больше чека на проекты культурные, а многим стартапам и технологичным проектам пока на подобных площадках не удается собрать суммы, нужные для их реализации.

Кредитовать стартапы не спешат и банки: оценить успешность идеи очень сложно. Банк заинтересован в гарантии возврата выданных предпринимателю денег, не «прогореть», финансируя тот или иной проект. Эксперты часто отказывают стартапам и начинающим бизнесменам только потому, что не уверены в том, что идея окажется успешной, принесет прибыль и, значит, позволит вернуть вложенные средства.

Просчитывать успех можно было бы с помощью специального мониторинга. Но и его невозможно проводить для каждого клиента. Выход из этой ситуации все же есть – проводить народную экспертизу.

– Народная экспертиза – это голосование рублем. Если есть люди, готовые в нужном объеме вложить деньги в проект или бизнес, значит, он будет жить, – считает заместитель председателя правления «Белгазпромбанка» Елена Антони.

«Белгазпромбанк» запустил проект Wikibank, с помощью которого владельцы вкладов в любом белорусском банке могут софинансировать бизнес-проекты. Проекты, которые уже кредитует банк, заносятся в специальную базу с указанием их суммы и условий реализации. Вкладчик же может выбрать понравившийся бизнес-проект и направить на его реализацию определенную сумму со своего счета. За это к накапливающимся по вкладу процентам он получит от автора бизнес-идеи определенные бонусы.

– Вкладчик не рискует своими деньгами. Ведь банк их вернет в любом случае. Но он будет знать, что банк делает с его средствами, кому из предпринимателей помогает реализоваться, какие проекты вообще появляются на рынке. То есть вкладчик имеет все гарантии, но становится еще и активным участником финансирования бизнес-идей, – объясняет начальник отдела расчетов и дистанционного обслуживания «Белгазпромбанка» Сергей Шевкунов.

Банк при этом выполняет свою традиционную функцию. В дополнение к ней «отчитывается» перед вкладчиками, куда и как тратятся их средства, пока хранятся в банке, и помогает продвигать кредитуемые бизнес-проекты.

Система краудфандинга в бизнесе позволяет провести своеобразный анализ на рынке, определить успешные направления, оценить спрос и помочь развиваться малому и среднему бизнесу.

Нужную сумму на краудфандинговых площадках, как правило, удается собрать не за счет величины вкладов, а за счет их количества. По словам Елены Антони, в бизнес-проекты могут вкладывать средства до 150 человек. Такое количество заинтересованных людей дает основание прогнозировать успех бизнес-идеи. Ведь это уже маленький экспериментальный рынок, формирующий спрос на продукцию, в которую он вложил свои средства.

Елена Антони считает, что в Беларуси еще не сформировался массовый интерес к технологичным проектам, которые составляют основу стартапов. Вот почему им  сложно найти источники финансирования.

В Беларуси есть большой круг потенциальных инвесторов, готовых вкладывать средства в стартапы, убеждена заместитель директора и соучредитель BEL.BIZНастя Хоменкова. Нужны площадки, на которых бизнес-идеи и будущие инвесторы могли бы встречаться не только в реальной жизни, но и онлайн.

– Прелесть онлайн-площадок в том, что авторы идей могут заявить о себе на всю страну или мир, не вставая с дивана, точно так же тем, кто хочет помочь интересному проекту, не нужно разыскивать его авторов и встречаться лично. Все это можно сделать через интернет, – считает директор Ulej.by Ирина Сидорова.

В то же время Елена Антони отмечает, что за отечественными технологичным стартапами следят из-за рубежа.

— Есть компании, которые следят за нашей талантливой молодежью, скупают наши «мозги». И если белорусским стартапам не помочь реализоваться на внутреннем рынке, они уйдут в другие страны, – прогнозирует зампредседателя правления Белгазпромбанка.

Пресс-завтрак с экспертами «Белгазпромбанка» открыл серию мероприятий, посвященных Всемирной неделе предпринимательства. Белгазпромбанк - партнер одного из ключевых мероприятий Недели - международной стартап-конференции.

Десять необычных инноваций, которые будут жить благодаря краудфандингу

  • Оцени идею:   
  • Проголосовало "ЗА": 3
  • "ПРОТИВ" : 0