Веб-будильник для бюрократов: как превратить Минск в удобный город

Заставит ли гласность чиновников реагировать на обращения граждан?

Все чаще городские активисты, небезразличные жители и негосударственные организации начинают контролировать деятельность местных властей, мониторят состояние той или иной сферы, чтобы помочь сделать свой город лучше и комфортней.

– В Минске есть активисты, которые контролируют сферу госзакупок, проводят расследования, предполагая возможные случаи злоупотребления властью или коррупции. Есть урбанисты, которые следят за соблюдением градостроительного законодательства. Такие инициативы и проекты помогают контролировать власть, а также сделать ее более отзывчивой, – говорит руководитель проекта «Удобный город» Владимир Ковалкин.

Но часто даже активистам не удается получить от чиновников нужной реакции на свои обращения.

Им в помощь в столице появился онлайн-проект «Удобный город», который помогает людям грамотно составлять обращения в администрацию города и другие ведомства, а также объединяет людей, которых волнуют похожие проблемы. Сейчас проект работает только в Минске, но авторы надеются найти партнеров в регионах, чтобы распространить его на территории всей страны.

– Создатели проекта не будут сами писать петиции за минчан, но мы создаем возможность для тех, кто занимается мониторингом в городе, имеет свою позицию и хочет общаться с властями, – комментирует цели проекта его руководитель.

Веб-платформа популяризирует относительно недавно созданную юридическую возможность подачи электронных обращений в госорганы, которая, несмотря на свое удобство, почти не используется. Только 11,5% обращающихся в органы власти делают это через электронную почту или СМИ. Сами власти относятся к таким обращениям снисходительно: на подаваемые электронные обращения граждане чаще всего получают формальные отписки, особенно если эти обращения индивидуальные.

«Удобный город», по словам авторов проекта, объединяет два направления: помогает юридически правильно оформить обращение, на которое чиновник будет вынужден ответить, и публичность, чтобы вынести на общественное обозрение действия чиновников, которые чаще всего «отписываются» и не настроены на взаимосвязь с гражданами.

– В целом проект нацелен не на то, чтобы оказывать давление на чиновников, а на то, чтобы сблизить их с населением и помочь решать конкретные задачи в партнерстве граждан и властей. То есть это попытка выстраивания адекватных отношений с местными властями, для того, чтобы они с позитивом принимали наши обращения и работали по существу, а не просто формально, – объясняет Владимир Ковалкин.

По словам руководителя проекта, некоторые чиновники уже знают о запуске проекта и воспринимают такую инициативу с позитивом, потому что им самим выгодно, когда люди пишут обращения грамотным юридическим языком с достаточными обоснованиями. Но в то же время есть настороженность по поводу того, что обращений от населения станет больше.

По мнению Владимира Ковалкина, местные власти заинтересованы в новых идеях и гражданских инициативах, но они опасаются политической активности и даже небольших собраний и общественных выступлений. Коллективное обращение – это тот самый маркер для чиновников, который показывает, что если проблемы не решить, подписавшиеся люди могут выйти на улицу с определенными требованиями.

– Если чиновники периодически будут заходить на наш сайт, смотреть, какие проблемы волнуют людей, и сразу на них реагировать, вполне возможно, что большинство петиций со стадии сбора подписей не перейдет на стадию обращения в ведомство. Тогда им не нужно будет запускать процедуру реагирования на обращения, – считает Владимир Ковалкин.

  • Оцени идею:   
  • Проголосовало "ЗА": 7
  • "ПРОТИВ" : 0