Человеческий капитал: бизнесу не хватает креативных специалистов

Почему руководители госпредприятий не повышают капитализацию, предприниматели дробят бизнес?

Особая черта белорусского бизнеса – его выживаемость. Он также выигрышно смотрится по способам управления рисками, по адаптации к часто изменяющейся среде и к регуляторной нагрузке.

Из слабых мест — нежелание большинства предпринимателей «выращивать» малый и средний бизнес до крупного, а также макроэкономическая среда, на которую бизнес почти не влияет, налоговая система и неэффективность госсектора.

Госсектор – мертвый груз

По словам руководителя Научно-исследовательского центра Мизеса Ярослава Романчука, у директоров предприятий государственного сектора очень слабая мотивация повышать капитализацию предприятий. Ведь руководители отчитываются не за то, что повысили стоимость компании, например, со ста миллионов долларов до двухсот, а за выполнение формальных валовых показателей. Также негативно сказывается на развитии госкомпаний отстранение от участия в их управлении «белых воротничков» – инженерного состава. Его представители не заинтересованы в успехе предприятия, поскольку не являются акционерами или стейкхолдерами.

— Мы застряли на этапе, когда главная задача экономики – обеспечить макроэкономическую стабильность. И если некоторые ведомства, в частности Нацбанк, пытаются проводить позитивные изменения, то ситуация, сложившаяся в этом году, в других ведомствах, норовящих наказать бизнес, выдавить из него максимум сиюминутной выгоды, похожа на безобразия, творившиеся в 1992 году, – считает Ярослав Романчук.

Белорусы боятся международной конкуренции

Руководитель Аналитического центра Стратегия Леонид Заико отмечает: принимая какие-либо решения, касающиеся бизнеса, власти ошибочно стремятся вкладывать деньги в предприятия автомобильной или тракторной промышленности, которые живут на уровне тридцатых годов прошлого века. А в это время в мире наблюдается поворот к экономике знаний.

«Мир меняется, а Беларусь нет, поэтому она в общемировой контекст не вписывается»

Если повлиять на проблемы, появившиеся по вине чиновников или неэффективного госсектора, шансов у частного бизнеса почти нет, то менять собственные устои, мешающие развитию компаний, он в состоянии.

– Конкуренция в бизнесе ведет к его росту и к увеличению капитала. Но белорусские предприниматели вместо того, чтобы выращивать крупный бизнес, создают несколько мелких фирм. Белорусы боятся международной конкуренции, поэтому отечественный экспорт в основном ориентирован на рынки Таджикистана, Туркменистана, – говорит Леонид Заико.

Ставка на интеллект

По мнению экономиста, представители национального бизнеса недостаточно реализовали свой интеллект, учитывая, насколько высокий уровень образования наблюдается среди предпринимателей.

Развивать рынок на основе перепродаж уже неэффективно. Эксперты говорят, что отечественному бизнесу пора переносить центральное начало генерации экономического производства с производственного капитала на человеческий.

– Анализ показывает: там, где делалась ставка на человеческий капитал, на интеллект, бизнес получался более удачным. Предпринимателям это выгодно, потому что ставка на интеллект не требует огромных вложений, но дает очень эффективный результат, – говорит Леонид Заико.

Предпринимателям выгодно брать на работу молодых креативных людей и растить из них специалистов уже с первого курса университета. И такие вложения позволят компаниям быть в тренде, потому что человеческий капитал становится самым конкурентным направлением развития бизнеса на мировом рынке.

Авторы дискуссионного материала «Повышение конкурентных параметров белорусского бизнеса», презентованного на недавнем заседании бизнес-ассоциаций, считают, что для улучшения конкурентоспособности отечественного бизнеса главной целью развития страны является именно человеческий капитал. Для этого, по их мнению, власти могли бы предоставлять земли для развития научных и технологических проектов, передать во владение университетам плохо используемые городские участки для развития ими совместных проектов с бизнесом, строительства лабораторий и научных центров. А также через конкурсы финансово поощрять научно-практические достижения.

Как белорусам повысить свою стоимость на рынке труда

  • Оцени статью:
  • Проголосовало: 6
  • Балл: 4.5