Рейтинги вузов: игра, в которую стоит играть?

Белорусские вузы не показывают блестящих результатов в мировых рейтингах университетов, но их позиции постоянно становятся выше. Означает ли это, что качество высшего образования в стране улучшается?

Белорусские университеты поднимаются в рейтингах

В Международном рейтинге QS (THE – QS World University Rankings) за 2015-2016 год белорусские университеты представлены двумя вузами – Белорусским государственным университетом и Белорусским национальным техническим университетом.

БГУ находится в группе вузов, занимающих 421-430 позицию. В 2014 году у него была 491–500 позиция и по сравнению с 2013 годом вуз поднялся на 70 пунктов.

Британское агентство QS уже 10 лет ранжирует университеты, в исследование обычно включаются только первые 800 университетов или 3% из всех существующих.

Рейтинг QS основывается на анализе данных о высшем учебном заведении и опросах независимых экспертов, сообщает пресс-служба БГУ. Оцениваются такие показатели, как итоги опроса экспертов (академическая репутация), опроса работодателей, индекс цитирования научных трудов за последние пять лет, соотношение числа преподавателей и студентов, количество иностранных студентов и преподавателей.

Характерно, что репутация среди работодателей определяется с помощью опросов респондентов, списки которых, впрочем, как и все остальные данные, предоставляют университеты.

На первом месте в обновленном рейтинге расположился Массачусетский технологический институт (США), за ним следует Гарвардский университет (СШФ), замыкает тройку Кембриджский университет (Великобритания).

Два вуза для Беларуси — это очень мало. Например, в рейтинге присутствует такое же количество эстонских вузов. Университет Тарту занимает 400 место, а Таллиннский –– 601-650-е. Университет Латвии на той же позиции, что и наш БНТУ. Литва в рейтинге представлена четырьмя университетами. Лучшие позиции у Вильнюсского университета — 501-550.
Варшавский университет занимает 344-е место, а всего в рейтинге шесть польских университетов.
В рейтинге представлено столько же вузов из Украины. А киевский университет имени Шевченко занимает 421-430 место.
Лучше всего у белорусских вузов получается улучшать позиции в «Webometrics Ranking of World Universities». По последним данным (июль 2015) этого испанского рейтингового агентства, БГУ занимает 609 место в мире, БНТУ – 2718 место, Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники — 3268, Белорусский медицинский университет — 3768-е.

В прошлом году Белорусский государственный университет занимал 673-е место в мировом вебометрическом рейтинге университетов, в июле 2011 года –– 1208-е место, в январе 2012-го — 843.

Позиция в рейтинге стоит денег

–– БГУ входит в «высшую лигу» университетов мира. Это очень высокий показатель. Подняться выше очень тяжело, — цитировало в прошлом году БЕЛТА ректора БГУ Сергея Абламейко, когдауниверситетпопал в 500 лучших вузов мира. — Бюджет нашего вуза примерно 100 млн. долларов, а университетов первой сотни международных рейтингов — более 10 млрд долларов. Разница существенная.

Ректор объяснил, что от финансирования вуза зависит возможность приглашать профессоров, приобретать оборудование, отправлять в сотрудников в командировки, вести исследовательскую и научную деятельность. А все эти показатели, в свою очередь, сказываются на позиции в рейтингах. По данным ЮНЕСКО, подсчитанным соответственно паритету покупательской способности, в Беларуси на одного студента расходуется 1900 долларов, а в странах ЕС — 13 тысяч долларов в год. Получается, у вуза, который имеет деньги, больше шансов занять ведущие места в рейтинге и дать качественное образование.

В то же время рейтинги играют роль в привлечении иностранных студентов.

Как долго Беларусь останется кузницей кадров для Туркменистана?

Со вступлением Беларуси в Европейское пространство высшего образования, Болонский процесс перед страной открываются новые перспективы.

Эксперт Либерального клуба Вадим Можейко обращает внимание, что с 2011 по 2015 год, согласно госпрограмме развития высшего образования, объем экспорта образовательных услуг должен увеличиться в три раза. Задача, скорее всего, будет провалена, полагает Вадим Можейко. Ведь рост с 2011 по 2013 год составил только 19%.

Достаточно знать правила игры, чтобы улучшать позицию в рейтингах

Над улучшением позиции в рейтингах университетов работают все вузы, а лучше всех это получается у БГУ, отметил депутат Палаты представителейНационального собрания Валерий Бороденя во время дискуссии, организованной Либеральным клубом по проблеме вступления Беларуси в Болонский процесс.

–– Рейтинги –– неоднозначная вещь, — считает депутат. — Главное знать технологию и методологию их составления. Обязуешь каждого преподавателя завести два сайта –– и вуз уже в сотне лучших в некоторых рейтингах. Чтобы подняться в других, преподаватели должны напечатать две-три статьи в научных изданиях.

Зная  критерии оценки вузов для участия в рейтингах, можно легко им соответствовать, согласен и Вадим Можейко.

–– Во многом улучшение позиций происходит путем манипуляций, есть попытки улучшить конкретные показатели, — отмечает эксперт. — Однако становится ли образование от этого лучше? На мой взгляд, не стоит делать фетиш из участия в рейтингах. Надо работать над качеством высшего образования, развитием университетской науки, и тогда рейтинги подтянутся сами собой.

Рейтинг, по мнению Вадима Можейко, не должен быть самоцелью. Однако

эксперт в сфере образования Сергей Ветохин отмечает: чаще всего происходит наоборот –– ставится задача поднять рейтинг, а не улучшить образовательный процесс.

–– Была поставлена задача улучшить позицию Белорусского технического университета в «Webometrics Ranking of World Universities», и это было сделано с использованием знаний правил игры. И ведь ничего не поменялось за этот период, — говорит эксперт.

И все же таким образом войти в сотню лучших в любом из рейтингов не удастся, убежден Сергей Ветохин.

–– Но играть в игру под названием «участие в рейтинге» стоит, –– считает Сергей Ветохин. –– Рейтинги полезны. Они в большей ли меньшей степени объективизируют картину. Если университет не может войти хотя бы в 10 тысяч вузов, значит, это заштатная семинария.

Топ-5 отличий белорусского образования от европейского

  • Оцени статью:
  • Проголосовало: 11
  • Балл: 4.1