Кто будет выбирать ректоров вузов?

Допустят ли студентов к управлению альма-матер?

Уже в нынешнем сентябре в Беларуси должна быть внедрена система выборности руководителей высших учебных заведений. О таких планах еще два месяца назад говорил министр образования Михаил Журавков на семинаре руководителей дипломатических представительств и консульских учреждений страны.

Насколько активны будут в этой избирательной кампании студенты?

До сих пор ведомство не сообщило, как будут проводиться выборы. Нормативная база пока еще не приведена в соответствие с предстоящими изменениями, — отмечает директор Центра студенческих инициатив Дмитрий Гоменюк.

По его словам, выборы ректоров станут первым важным вызовом, который предстоит принять белорусскому студенчеству.

– Практика России и Украины показывает, что если студенты не научились выбирать ректоров и отстаивать свои позиции, это приводит к манипулированию ими, а также преподавательским составом. В итоге образуется своеобразная олигархия в виде ректоров и директоров, которые организуют каждые выборы «под себя», – подчеркивает студенческий лидер.

Еще одно обязательство, которое взяли на себя белорусские власти, присоединившись к Болонскому процессу, —предоставить академические свободы вузам.

Сейчас активисты добиваются, чтобы  в советах белорусских университетов было не менее 25% студентов.

Как отмечает Дмитрий Гоменюк, после получения права участвовать в управлении вузом студенты смогут реально влиять на качество образования. Например, создавать студенческие советы по качеству образования или участвовать в создании органов по контролю качества на национальном уровне.

Еще одно полезное нововведение — система накопления кредитов. В некоторых университетах вместо учебных часов в зачетки уже выставляют кредиты. Но студенты и многие преподаватели не понимают, что это такое и как работает.

– Всем лишь объяснили, что столько-то часов равняются одному кредиту. Белорусские университеты не хотят делать шаги по адаптации студентов после их обучения за рубежом. Студентам приходится пересдавать пропущенные предметы за весь период отсутствия в своем вузе, – говорит Дмитрий Гоменюк.

А Европейская система перевода и накопления кредитов (ECTS) как раз подразумевает возможность учитывать в программе обучения пройденные в других университетах курсы.

Активист отмечает, что многие белорусские студенты вообще плохо себе представляют, что такое Болонский процесс.

По его мнению, ни вузы, ни Министерство образования не заинтересованы в том, чтоб рассказать молодежи, какие преимущества она получит от вступления Беларуси в Европейское пространство высшего образования.

К тому же, как считает студенческий лидер, руководство многих вузов не имеет понятия о том, как должны работать изменения в высшем образовании после присоединения Беларуси к Болонскому процессу.

– Необходимо привлечь европейских экспертов для помощи в переподготовке заведующих кафедр, деканов, преподавателей, — предлагает Дмитрий Гоменюк.

  • Оцени статью:
  • Проголосовало: 2
  • Балл: 5