Кого отсеют с рынка образовательных услуг для бизнеса?

Смогут ли частные бизнес-школы на равных конкурировать с государственными учреждениями?

Совет министров Беларуси неожиданно для делового сообщества утвердил Концепцию формирования и развития системы бизнес-образования.

– Мы направляли в Министерство экономики свои рекомендации для внесения изменений в проект концепции. Но документ был подписан без учета наших последних предложений. Финальную версию концепции мы увидели только после ее опубликования, – говорит  гендиректор Группы компаний SATIO Владислав Иванский.

По словам представителей бизнес-школ, в концепции предусмотрены первые шаги для улучшения ситуации.

– Одна из целей концепции – прийти к цивилизованному рынку бизнес-образования, – считает первый заместитель директора Бизнес-школы ИПМ Наталья Макаева.

Узкий взгляд на лицензирование исчезнет?

Деятельность бизнес-школ и раньше никто не запрещал. Но выдавать дипломы государственного образца имели право лишь учреждения, прошедшие аккредитацию Министерства образования. По словам Натальи Макаевой, сложный процесс аккредитации прошла лишь одна частная бизнес-школа.

– Сегодня процедура лицензирования и аккредитации на оказание услуг по повышению квалификации руководящих работников  и специалистов для большинства коммерческих организаций слишком сложная и дорогостоящая. Лицензия на переподготовку кадров и вовсе не доступна, потому что ее могут получить только учреждения образования, – говорит директор бизнес-школы XXI ВЕК-КОНСАЛТ, председатель Ассоциации развития менеджмента Ирина Лыскович.

Вот почему на рынке образовательных услуг частники не могут конкурировать с госучреждениями. Государственные организации выдают дипломы переподготовки и повышения квалификации по востребованным в бизнесе специальностям, а коммерческие лишены такой возможности.

Если в будущем процедура лицензирования действительно станет проще, как это обещано в концепции, то частные школы, наконец-то, смогут выдавать своим выпускникам дипломы, подтверждающие наличие бизнес-образования.

Оценивать бизнес-школы и рекомендовать их к лицензированию будет не отдельное ведомство, а Республиканский совет, куда войдут представители Министерства экономики, Министерства образования, Ассоциации развития менеджмента, Ассоциации бизнес-образования, предпринимательства, общественных организаций.

Сейчас лицензированием пока еще занимается Министерство образования, чей взгляд на бизнес-образование, по мнению представителей бизнес-школ, слишком узкий.

Если же в процедуре лицензирования и аккредитации задействуют Республиканский совет, то бизнес-школы будут вынуждены не просто соответствовать бюрократическим критериям, а реально обеспечивать более качественную подготовку управленческих кадров, — считает Ирина Лыскович.

Кому не хватит места под солнцем?

Эксперты прогнозируют, что аккредитацию, базирующуюся на международных стандартах, пройдут не все бизнес-школы. Некоторые изменят названия на тренинговые центры. Однако, по мнению Натальи Макаевой, это не приведет к монополизации рынка.

Как подчеркивает Владислав Иванский, с развитием рынка бизнес-образования в Беларуси появилось много компаний, которые предоставляют услуги низкого качества.

– Некоторые образовательные организации экономят на оплате высококвалифицированных преподавателей и современных методиках. Они обещают дешевое обучение. Такие школы подрывают доверие к бизнес-образованию в целом, – объясняет специалист.

Владислав Иванский надеется, что участники рынка, которые не соответствуют требованиям квалификации, будут вынуждены улучшить качество своих услуг или уйти с рынка.

Некоторые образовательные центры уже не смогут называться бизнес-школами, потому что просто не смогут соответствовать стандартам международной аккредитации.

Кто встретит концепцию в штыки?

Как считает Наталья Макаева, концепция невыгодна организациям, предоставляющим услуги невысокого качества, или организациям, именующим себя бизнес-школами, но не соответствующим требованиям, прописанным в документе.

Все бизнес-школы, желающие получить лицензию и аккредитацию, должны будут соответствовать разработанным критериям. Для этого необходимо повышать квалификацию преподавателей, улучшать качество обучающих программ, что потребует немало средств и усилий.

Государственные образовательные учреждения тоже могут остаться недовольными Концепцией,  поскольку рискуют потеряют часть студентов, для которых важны дипломы об образовании. Ведь многие отправятся за дипломами к преподавателям-практикам в частные бизнес-школы.

По словам Ирины Лыскович, концепция настораживает многих участников сферы бизнес-образования.

– Некоторые игроки этого рынка опасаются грядущих перемен. Но процедура лицензирования и аккредитации останется добровольной. Образовательные и тренинговые центры, не желающие ее проходить, смогут работать как раньше, – объясняет председатель Ассоциации развития менеджмента.

  • Оцени статью:
  • Проголосовало: 8
  • Балл: 4